Груминг – термин, пришедший к нам из биологии. Например, обезьяны используют груминг как способ установления социальных связей, выражения симпатии и привязанности: они вычесывают шёрстку друг друга, делая это с теплотой и нежностью. Онлайн-груминг – это «поглаживания» другого в онлайн- пространстве с целью завоевания доверия и последующего совращения, втягивания в сексуальные отношения, использования для съемок порно и т.п. Конечно же, чаще всего потенциальными жертвами таких киберпреступников становится «самое слабое звено» – наши дети.
Как психолог-сексолог, хочу предложить небольшое отступление в область психосексуального развития. С 7 до 15 лет ребенок переживает период в развитии, направленный на формирование психосексуальных ориентаций. При «правильном» и здоровом прохождении этого этапа к его окончанию молодой человек или девушка будут точно понимать, кто им нравится, каких сексуальных отношений они хотят и как именно их будут реализовывать. Этот этап нельзя недооценивать, потому что зачастую корни супружеских, детско-родительских и социальных проблем уходят именно в этот непростой период нашего психосексульного и социального развития.
Обычно 7-10 лет – это период, связанный с платоническими мечтами и фантазиями. Мальчики и девочки невинно общаются, начинаются робкие взаимные ухаживания и симпатии. Этот период обычно протекает на спокойном гормональном фоне. С ребенком можно договориться, родитель без особых проблем ограничивает его пребывание в сети.
С 11 до 15 лет у ребенка проходит стадия формирования эротического либидо. И в целом это уже не ребенок, а подросток со всеми вытекающими последствиями: группированием со сверстниками, конфронтацией с родителями, нежеланием учиться. Появляются сумасшедшие влюбленности, которые сопровождаются эротическими фантазиями. Именно в этот период у подростка происходит «закрепление на практике» эротических ласк и игр. Поцелуи, объятия, прикосновения – это появляющееся к концу стадии нормальные способы реализации эротического либидо.
Именно на этой стадии подростки наиболее уязвимы: бушующие гормоны, не на шутку разыгравшееся воображение влекут их к исследованиям горизонтов. И если они проводят много времени в соцсетях, то вполне могут попасться на удочку взрослого, который ищет в сети доверчивую жертву для удовлетворения своих нездоровых потребностей.
Переписку взрослого с несовершеннолетними относят к одному из видов киберагрессии. Именно поэтому задача родителей – предупредить ребенка о типичном алгоритме, который используют эти люди.
Часто они создают фальшивый аккаунт с привлекательной фотографией, чтобы вовлечь ребенка в общение. Именно поэтому важно проверить – реальный ли это человек или фейк, и не сидит ли за аватаром принцессы бородатый мужик в семейных трусах.
Если киберпреступники пишут со своего аккаунта, то часто выступают в роли «секс-гуру», рассказывая ребенку интимные подробности взрослых отношений с целью «просвещения».
Такие «друзья» зачастую способствуют эскалации конфликтов ребенка с родителями, поддерживая якобы «формирование границ», и стараются максимально изолировать подростка от социального окружения через манипуляции.
Затем они обращаются с просьбами прислать вначале личные фото, а потом – фото интимного характера.
Припоминая открытые Иваном Петровичем Павловым законы формирования условного рефлекса, преступники осуществляют позитивное подкрепление: за «правильное поведение» ребенка могут положить ему деньги на телефон, заказать еду, оплатить одежду персонажа в онлайн-игре. Тем самым они способствуют формированию ощущения «я что-то за это должен» у ребенка.
Подталкивая ребенка к якобы самостоятельным действиям, свободе и выбору, предлагают встречу в реале, например, обещая подарок или что-то важное.
Если ребенок отказывается, то в ход могут пойти шантаж и угрозы: ведь за это время «новый друг» узнал всю подноготную, а к тому же получил интимные фотографии.
Как же быть родителям? Как провести ребенка между Сциллой страха перед безопасными отношениями со сверстниками и Харибдой вовлечения в ранние сексуальные контакты?
На самом деле к этому возрасту между ребенком и родителем уже должно сформироваться доверие. И поэтому если отношения на протяжении предыдущего периода жизни были достаточно хорошими, то родитель может спокойно проинструктировать ребенка о тех опасностях, которые, как акулы, могут подстерегать его в интернет-плавании.
Обезопасить профиль: в нём не должно быть информации, которая позволяет легко найти ребенка. Номер школы, дом и улица, номер телефона – всё это лишнее для настоящих друзей, которые и так всё знают, но может быть приманкой для киберпреступника.
Не гоняться за подписчиками: иногда в желании получить побольше популярности и лайков ребенок добавляет в друзья всех «постучавшихся» незнакомцев. Пусть они лучше остаются в подписчиках, чем в друзьях, с которыми мы автоматически делимся личной информацией.
Использовать фильтры и ограничения: не всё, что показывает ребенок в своем аккаунте, предназначено для всеобщего обозрения.
Объяснить недопустимость рассылки личных фото и информации, которая позволит шантажировать и манипулировать. «Всё, что появилось в сети, навсегда остаётся в сети».
Рассказать о кибергигиене в целом: любая личная и интимная информация, хранящаяся в гаджетах, может стать всеобщим достоянием при его утрате, потере, краже – поэтому думай, что хранить.
Разговаривать с ребенком об его активности в сетях, интересоваться, что его там больше всего привлекает, с кем он общается, что ему в этом общении нравится – но без давления.
Обращать внимание на странное поведение ребенка: если он вдруг запаролил все гаджеты; если быстро выключает монитор при входе в комнату родителей; если он внезапно стал вести себя по-другому – депрессивно, агрессивно, напугано; если совсем перестал учиться и все время проводит в телефоне / планшете; если периодически «пропадает с радаров» и есть временные пустоты, которые он не может объяснить – начинайте прояснять, что происходит.
Самое главное – ребенок должен быть уверен: что бы ни произошло – вы будете на его стороне. Эта уверенность позволяет выходить даже из очень сложных и болезненных ситуаций, аккуратно объезжая ямы и ухабы на извилистом пути взросления.
Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».
ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.
Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.
Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.