Как защитить детей от онлайн-груминга
Обратно к статьям

Как защитить детей от онлайн-груминга

У каждого из нас есть человек – знакомая, подруга или сосед – в чьей личной жизни произошла «маленькая трагедия», связанная с обманом, использованием, манипуляциями в межличностных отношениях. Мы все слышали истории о том, как:
  • Девушка несколько лет встречалась с женатым мужчиной, не подозревая об этом;
  • Мужчина оказался жертвой мошенницы, которой были нужны только его деньги;
  • Сотрудницу, используя давление и угрозы, а также обещая ей повышение, эксплуатировал начальник;
  • Женщина верила в искренность чувств партнера, в то время как мужчина использовал ее как секс-объект / кошелёк / перевалочную базу;
Имя таким историям – легион. И речь – подчеркну – идет о взрослых людях. О людях, которые уже знают жизнь и «понюхали пороху». Но даже они регулярно попадаются в ловушку – потому что верят в искренность, порядочность, честность. И, конечно, в любовь.

Что же говорить о детях? О детях, которые бывают излишне доверчивы? О детях, в которых нет нашей искушенности и цинизма?

Поэтому именно дети часто становятся жертвами онлайн-груминга.

Груминг – термин, пришедший к нам из биологии. Например, обезьяны используют груминг как способ установления социальных связей, выражения симпатии и привязанности: они вычесывают шёрстку друг друга, делая это с теплотой и нежностью. Онлайн-груминг – это «поглаживания» другого в онлайн- пространстве с целью завоевания доверия и последующего совращения, втягивания в сексуальные отношения, использования для съемок порно и т.п. Конечно же, чаще всего потенциальными жертвами таких киберпреступников становится «самое слабое звено» – наши дети.

Как психолог-сексолог, хочу предложить небольшое отступление в область психосексуального развития. С 7 до 15 лет ребенок переживает период в развитии, направленный на формирование психосексуальных ориентаций. При «правильном» и здоровом прохождении этого этапа к его окончанию молодой человек или девушка будут точно понимать, кто им нравится, каких сексуальных отношений они хотят и как именно их будут реализовывать. Этот этап нельзя недооценивать, потому что зачастую корни супружеских, детско-родительских и социальных проблем уходят именно в этот непростой период нашего психосексульного и социального развития.

Обычно 7-10 лет – это период, связанный с платоническими мечтами и фантазиями. Мальчики и девочки невинно общаются, начинаются робкие взаимные ухаживания и симпатии. Этот период обычно протекает на спокойном гормональном фоне. С ребенком можно договориться, родитель без особых проблем ограничивает его пребывание в сети. 

С 11 до 15 лет у ребенка проходит стадия формирования эротического либидо. И в целом это уже не ребенок, а подросток со всеми вытекающими последствиями: группированием со сверстниками, конфронтацией с родителями, нежеланием учиться. Появляются сумасшедшие влюбленности, которые сопровождаются эротическими фантазиями. Именно в этот период у подростка происходит «закрепление на практике» эротических ласк и игр. Поцелуи, объятия, прикосновения – это появляющееся к концу стадии нормальные способы реализации эротического либидо.

Именно на этой стадии подростки наиболее уязвимы: бушующие гормоны, не на шутку разыгравшееся воображение влекут их к исследованиям горизонтов. И если они проводят много времени в соцсетях, то вполне могут попасться на удочку взрослого, который ищет в сети доверчивую жертву для удовлетворения своих нездоровых потребностей.

Переписку взрослого с несовершеннолетними относят к одному из видов киберагрессии. Именно поэтому задача родителей – предупредить ребенка о типичном алгоритме, который используют эти люди.

  1. Часто они создают фальшивый аккаунт с привлекательной фотографией, чтобы вовлечь ребенка в общение. Именно поэтому важно проверить – реальный ли это человек или фейк, и не сидит ли за аватаром принцессы бородатый мужик в семейных трусах.

  2. Если киберпреступники пишут со своего аккаунта, то часто выступают в роли «секс-гуру», рассказывая ребенку интимные подробности взрослых отношений с целью «просвещения».

  3. Такие «друзья» зачастую способствуют эскалации конфликтов ребенка с родителями, поддерживая якобы «формирование границ», и стараются максимально изолировать подростка от социального окружения через манипуляции.

  4. Затем они обращаются с просьбами прислать вначале личные фото, а потом – фото интимного характера.

  5. Припоминая открытые Иваном Петровичем Павловым законы формирования условного рефлекса, преступники осуществляют позитивное подкрепление: за «правильное поведение» ребенка могут положить ему деньги на телефон, заказать еду, оплатить одежду персонажа в онлайн-игре. Тем самым они способствуют формированию ощущения «я что-то за это должен» у ребенка.

  6. Подталкивая ребенка к якобы самостоятельным действиям, свободе и выбору, предлагают встречу в реале, например, обещая подарок или что-то важное. 

  7. Если ребенок отказывается, то в ход могут пойти шантаж и угрозы: ведь за это время «новый друг» узнал всю подноготную, а к тому же получил интимные фотографии.

Как же быть родителям? Как провести ребенка между Сциллой страха перед безопасными отношениями со сверстниками и Харибдой вовлечения в ранние сексуальные контакты?

На самом деле к этому возрасту между ребенком и родителем уже должно сформироваться доверие. И поэтому если отношения на протяжении предыдущего периода жизни были достаточно хорошими, то родитель может спокойно проинструктировать ребенка о тех опасностях, которые, как акулы, могут подстерегать его в интернет-плавании.

Что важно сделать?
  1. Обезопасить профиль: в нём не должно быть информации, которая позволяет легко найти ребенка. Номер школы, дом и улица, номер телефона – всё это лишнее для настоящих друзей, которые и так всё знают, но может быть приманкой для киберпреступника. 

  2. Не гоняться за подписчиками: иногда в желании получить побольше популярности и лайков ребенок добавляет в друзья всех «постучавшихся» незнакомцев. Пусть они лучше остаются в подписчиках, чем в друзьях, с которыми мы автоматически делимся личной информацией.

  3. Использовать фильтры и ограничения: не всё, что показывает ребенок в своем аккаунте, предназначено для всеобщего обозрения.

  4. Объяснить недопустимость рассылки личных фото и информации, которая позволит шантажировать и манипулировать. «Всё, что появилось в сети, навсегда остаётся в сети». 

  5. Рассказать о кибергигиене в целом: любая личная и интимная информация, хранящаяся в гаджетах, может стать всеобщим достоянием при его утрате, потере, краже – поэтому думай, что хранить.

  6. Разговаривать с ребенком об его активности в сетях, интересоваться, что его там больше всего привлекает, с кем он общается, что ему в этом общении нравится – но без давления.

  7. Обращать внимание на странное поведение ребенка: если он вдруг запаролил все гаджеты; если быстро выключает монитор при входе в комнату родителей; если он внезапно стал вести себя по-другому – депрессивно, агрессивно, напугано; если совсем перестал учиться и все время проводит в телефоне / планшете; если периодически «пропадает с радаров» и есть временные пустоты, которые он не может объяснить – начинайте прояснять, что происходит.

Самое главное – ребенок должен быть уверен: что бы ни произошло – вы будете на его стороне. Эта уверенность позволяет выходить даже из очень сложных и болезненных ситуаций, аккуратно объезжая ямы и ухабы на извилистом пути взросления.



Статьи по теме

Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».

ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.

Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.

Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.