Влияние интернета и соцсетей на самооценку ребенка
Обратно к статьям

Влияние интернета и соцсетей на самооценку ребенка

Социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Независимо от того, как мы относимся к этому феномену, принимаем или критикуем, нельзя отрицать, что интернет влияет на нашу жизнь и воспитание детей. Как детский и семейный психолог я часто сталкиваюсь с различными проблемами, связанными с использованием социальных сетей. Хотя последние часто считаются способом борьбы с одиночеством, различные исследования показывают, что соцсети могут, на самом деле, усиливать чувство изоляции. Дети начинают сравнивать с увиденным в интернете, начинают хотеть такого же внимания, и это может также вызвать различные психологические проблемы, в том числе тревогу и депрессию, которые в самом начале сложно связать с влиянием интернета. Но реальность такова, что совсем огородить детей от интернета сейчас практически невозможно – настолько плотно он вошел в нашу жизнь, вплоть до школьных порталов и классных чатов.

Влияние интернета на самооценку и самовосприятие особенно ярко выражено у детей, чем у взрослых, потому что психика подростков находится в процессе формирования. Они, как губки впитывают всю информацию, и поток этой информации довольно высокий, за ним сложно уследить. Под термином «самооценка» я подразумеваю уверенность, самоуважение и позитивное мышление о своих возможностях и потенциале. Некоторые говорят, что социальные сети отрицательно влияют на самооценку, в то время как другие категорически с этим не согласны. Как и любой другой феномен, невозможно рассматривать интернет и эффект социальных сетей однобоко, поэтому мы рассмотрим и его негативное влияние, и позитивные эффекты. 

К негативным последствиям влияния интернета на детскую психику можно отнести:

Нарциссизм

Сейчас популярна шутка «мы были недолюбленные дети, сейчас растет поколение недолайканных детей» и, как в любой шутке, это лишь доля шутки,. Детям свойственно имитировать поведение тех, кто любуется и красуется на камеру, и они им начинают подражать. Уверена, что вы видели ролики маленьких «королев» интернета, на которых “равняются” дети уже с раннего возраста. Такой подход  формирует искаженное восприятие себя, где нарциссические черты проявляются наиболее ярко. 

Низкая самооценка

Если сравнивать себя с кем-то, кто показывает только свои лучшие фото или качества, то на этом фоне ты будешь казаться себе не таким идеальным. Дети становятся очень критичны к себе, из частых запросов среди детских психологов сейчас, например, различного рода расстройства пищевого поведения. Дети уже с шести лет могут начинать худеть, так как воспринимают себя «толстыми». Виртуальные платформы часто представляют идеализированные образы жизни, внешности и успеха, что может создавать у детей иллюзию несовершенства собственной жизни и внешности. Сравнение с "идеальными" жизнями других может привести к ухудшению самооценки. А ещё часто самооценка подростков основывается на том, сколько «друзей» или людей подписано на них.

Уязвимость для киберхулиганов

Кибербуллинг, который очень влияет на оценку, стал обычной практикой, поскольку он может происходить анонимно и без каких-либо шансов быть пойманным.

Страх упущенных возможностей (FOMO)

При постоянной смене информации, активности чатов, социальных сетей, дети начинают переживать, что если отвлекутся от телефона или планшета, то могут пропустить что-то чрезвычайно важное. 

Создание ложной реальности

В социальных сетях вы видите только то, что человек хочет показать. И часто это не совпадает с тем, что происходит в реальности. Столкновение с реальностью впоследствии может вызвать у детей много разочарования, а также сопротивления к реальному восприятию событий. 

Социальные сети также создают иллюзию отношений, которые могут привести к ложным ожиданиям относительно того, на что похожи отношения в реальной жизни. Виртуальные отношения не равнозначны настоящим (невиртуальным) дружбе, совместной игре или романтическим отношениям, но дети не способны трезво это оценивать, потому что  своего опыта у них пока мало. 

Потеря своей идентичности

В поиске своей индивидуальности дети часто подражают тому, что делают другие люди. Им хочется тоже быть заметными, чувствовать себя популярными. Они ищут себя, подражая другим: делают много селфи или публикуют вещи, которые, по их мнению, привлекут внимание и понравятся. Но в конечном счёте такое поведение  может привести к тому, что ребёнок перестанет слышать себя и уйдёт лишь в подражание. А это, в свою очередь, приводит к внутреннему конфликту.

Отсутствие эмпатии

Дети концентрируются на картинке, а не на реальных людях, которые находятся рядом с ними. Это может привести к отсутствию сочувствия и оторванности от реальной жизни.

Пока такое поведение не становится навязчивой идеей, нет причин, по которым дети не могут позитивно использовать технологии, чтобы осознать свои эмоции, обрести новых друзей и лучше общаться с другими и даже наоборот повысить свою самооценку. 

Так что и положительное влияние интернета на самооценку детей тоже есть:

Уверенность в собственных силах

Интернет предоставляет доступ к образовательным ресурсам, которые могут способствовать интеллектуальному развитию и улучшению академических навыков. Это укрепляет веру ребенка в себя и свои познавательные способности. Если я что-то не знаю, у меня всегда есть возможность получить доступ к информации, получить  поддержку  у друзей или значимого взрослого.

Самовыражение

Социальные сети и блоги дают возможность для творчества и самовыражения, что может укрепить уверенность в себе. Дети сейчас создают творческие каналы, рисуют, танцуют и делятся этим с друзьями и миром. Это прекрасная платформа для самовыражения и признания.

Обратная связь и признание

Позитивные комментарии и лайки от сверстников могут улучшить настроение и повысить самооценку. Если ребенок находится в дружелюбной атмосфере социальной сети, то это укрепляет его уверенность в себе и создаёт дополнительное ощущение общности и сопричастности к коллективу. 

Статьи по теме