Онлайн-зависимость среди подростков: причины и последствия
Обратно к статьям

Онлайн-зависимость среди подростков: причины и последствия

Мы живем во время повсеместной цифровизации. Подростки (как менее опытные и более подверженные внешнему воздействию) всё больше погружаются в виртуальную реальность, отделяясь от настоящего физического мира и реальных взаимоотношений с людьми. Интернет-активность может принести и приносит множество полезных благ в нашу обычную жизнь, заметно её облегчает. Однако чрезмерное увлечение киберпространством превращается в тревожную эпидемию, известную как онлайн-зависимость. Это цифровое безрассудство имеет глубокие и многогранные последствия для физического, психического и социального благополучия подростков.

Особенности работы мозга и психологическая уязвимость

Наш мозг устроен так, что постоянно ищет наименее затратные (с точки зрения количества потребленной энергии) способы решения всевозможных задач. Так, в спокойном состоянии мозг потребляет 10% всей энергии организма, а в состоянии напряженного мышления – до 25%. Это катастрофически много, поэтому заставляет подсознательно искать пути упрощения деятельности – и здесь на помощь приходит алгоритмизация поведения. Выполняя раз сформированный алгоритм (неважно, покупаем мы что-то в магазине, моем посуду или заполняем стандартный отчёт на компьютере), мозг тратит это действие минимум энергии, так как думать не требуется – отрабатывается ранее сформированная синоптическая связь. Таким образом, цифровизация, предлагая алгоритмы на все случаи жизни, как раз и даёт тот идеальный ключик к постоянной “нирване” отсутствия мыслей, исключая произвольное мышление (то есть мышление как таковое, как процесс формирования новых знаний). Более того, в ответ на снижение активности, мозг “вознаграждает” своего владельца эндогенными препаратами – гормонами радости и эндорфинами. У подростков к этому добавляются психологические особенности пубертатного периода: низкая самооценка, дефицит уверенности в себе, чувство одиночества и затруднения в межличностном общении в реальном мире. Эти проблемы, с которыми приходится сталкиваться практически каждому подростку, служат питательной средой для онлайн-зависимости. Виртуальное пространство становится психологическим убежищем, где ребята могут найти утешение от своих эмоциональных смятений. Каждый находит в сети своё: один – уединение и уютное место, другой – посредника в общении с миром (когда можно быть анонимным и не бояться показаться смешным или глупым), третий – безудержное общение, в том числе в виртуальных симуляторах и виртуальной реальности.

Технологическая ловушка

Интернет-платформы умело разработаны, чтобы быть захватывающими и вызывать привыкание для пользователя. Красивый интерфейс, множество функций, бесконечное количество информации под любой запрос.
Например, социальные сети предлагают непрерывный поток контента, на основе алгоритмов машинного обучения, которые подстраиваются под индивидуальные предпочтения каждого “потребителя” информации. В свою очередь, пользователь всё больше поглощает искусственный “дофамин” - гормон радости и удовлетворения, вновь и вновь возвращаясь к “источнику” хорошего настроения. Другой пример – онлайн-игры. Они погружают подростков в интерактивные миры, где можно не только стать кем угодно, но и добиться признания и награды за достижения, чего детям может не хватать в реальной жизни.

Так чем же человеку грозят “сбегание” в виртуальный мир и отказ от реальности?


Физические недуги и психические расстройства.
Чрезмерное сидение за компьютером приводит к ожирению и сердечно-сосудистым проблемам. Нарушение циркадных ритмов (ритмов сна и бодрствования) вызывает проблемы со сном, а длительное напряжение глаз приводит к ухудшению зрения, не говоря уже о болях в спине и шее. Чрезмерное использование интернета может нарушить естественные нейронные связи. Это может привести к тому, что подростки будут проводить всё больше и больше времени в сети, чтобы получить те же положительные ощущения, которые испытывали раньше. Далее гиперстимуляция эндогенными веществами приводит к перегрузке внутреннего аппарата их выработки, что в конечном счете (максимум через 3 недели) приводит к резкому падению активности мозга, неспособности активно думать. Это состояние называется “дофаминовой ломкой”, которое (только в более легкой форме) ничем не отличается от наркотической ломки (как при отмене тяжелых наркотиков). Конечно, такая зависимость обычно не приводит к смертельному исходу, но может вызвать тяжелую депрессию, которую подростки часто пытаются снимать новым погружением в виртуальный мир – и так по кругу, вплоть до острой необходимости похода к психиатру.
Таким образом, онлайн-зависимость тесно связана с повышенным риском тревожности, депрессии и эмоциональными, поведенческими и психическими осложнениями. Такие когнитивные функции как память и внимание также страдают, возникает чувство отупения, которое имеет под собой физическую причину: из-за истощения мозга нейроны физически не могут быстро формировать новые связи, а наш процесс мышления и памяти – это как раз и есть многомерная сеть нейронных связей.

Социальная деградация.
Погружение в виртуальный мир приводит к изоляции и отчуждению от реальной жизни. Взаимоотношения с семьей и друзьями ухудшаются, а формирование здоровых романтических отношений становится затруднительным. Подростку будет всё сложнее общаться с реальными людьми.

Образовательный и профессиональный упадок.
Учеба и посещаемость страдают из-за чрезмерного использования интернета, а школа или колледж становятся адом для подростка. Мотивация и продуктивность снижаются, навыки коммуникации с преподавателями и одноклассникам - тоже, что может иметь долгосрочные последствия для карьерных перспектив и обучения в целом.

Преодоление онлайн-зависимости требует комплексного подхода.
«Прозрение» начинается с признания проблемы и установления чётких ограничений на использование интернета и устройств, подключенных к сети. Это могут сделать родители или опекуны, установив таймеры, заблокировав определенные сайты. Обращение к специалисту также поможет подростку с основными психологическими причинами зависимости от интернета.
Главное, конечно, – это семья и реальные друзья. Их поддержка и понимание играют важную роль. Позитивное подкрепление за сокращение использования интернета и поощрение участия в других видах деятельности могут значительно способствовать выздоровлению. При раннем выявлении и надлежащей поддержке подростки могут освободиться от цифровых оков и вести здоровую, полноценную жизнь. Не стыдно признать зависимость, стыдно – её игнорировать и отрицать.

Статьи по теме