Как противостоять кибербуллингу?
Обратно к статьям

Как противостоять кибербуллингу?

Быстрый и свободный интернет дал нам доступ к большому количеству полезной информации, общению, обмену идеями, а вместе с тем обмену оскорблениями, мгновенной культуре отмены и кибербуллингу.

По данным VK", 33% участников исследования становились жертвами травли в интернете —это каждый третий опрошенный человек. Давайте разберемся, каким бывает кибербуллинг, и как ему противостоять.

Что такое кибербуллинг?

Кибербуллинг — это буллинг, который вышел из офлайна в онлайн и происходит в соцсетях, через сообщения в мессенджерах или с помощью электронной почты. Обычно буллинг в реальной жизни и кибербуллинг происходят одновременно. Но у кибербуллинга есть отличительные признаки: травля часто анонимна, имеет массовый характер и угрожает безопасности ваших персональных данных.

Какие бывают виды кибербуллинга?

Троллинг (trolling = ловить рыбу на блесну)

Термин «троллинг» использовали еще в 1996 году. Это одна из форм провокационного поведения в интернете. Пользователи размещают оскорбительные, деструктивные или провокационные комментарии, чтобы вызвать негативные эмоции у других пользователей. Это создает конфликты, напряженность и дезинформацию в онлайн-среде, вредит психологическому здоровью жертв, а также подрывает доверие и безопасность в интернет-сообществах. Троллинг часто направлен на создание хаоса и распространение враждебности, что отрицательно сказывается на качестве онлайн-общения.

Моббинг (mob = агрессивная толпа, банда)

Моббинг — это тип буллинга, который подразумевает психологическое насилие группы людей над человеком в коллективе —например, школьном, рабочем или университетском. Часто агрессоры используют анонимные аккаунты для травли или кидают аккаунт жертвы в специальные группы для массовых атак.

Флейм (flame = огонь, пламя)

Проще говоря, это спор ради спора с использованием оскорблений, переходом на личность пользователя, а также его близких людей. Часто вспыхивает просто из-за обиды на виртуального собеседника и в процессе теряет связь с первоначальной темой дискуссии. Иногда используется в связке с троллингом или становится его последствием.

Киберсталкинг (stalking = преследование)

В прямом смысле — онлайн-преследование пользователя, которое может перейти в офлайн. У киберсталкинга много форм: от угроз в личных сообщениях и ложных обвинений до слива личных фотографий и переписок. Иногда в попытках собрать как можно больше информации, киберсталкеры взламывают устройства и аккаунты жертв, заказывают вещи или услуги на их имя, публикуютклеветнические и оскорбительные высказывания. Иногда киберсталкеры практикуют ложную виктимизацию — обвинение в том, что это жертва его преследует.

Как распознать кибербуллинг?

Признаки травли в интернете и реальной жизни похожи.

Кибербуллинг предполагает:

  1. Системность и регулярность. Психологическое насилие и давление носят повторяющийся характер.
  2. Отсутствие причин. Обидчики получают удовольствие от процесса, а не личности, поэтому жертвой может стать любой.
  3. Неравенство сил. Обидчик выступает из позиции охотника, жертва всегда оказывается слабее.
  4. Наличие группы. В буллинге участвуют все, даже свидетели.
  5. Эмоциональная полярность. С одной стороны— агрессия ивеселье, сдругой— боль, страх, бессилие.
  6. Невозможность компромисса. Травля— неконфликт, который можно решить. Еёможно только остановить.

Как действовать, если вы стали жертвой кибербуллинга?

Правило 1. Не отвечать на провокацию.Не вступайте в диалог с обидчиком, ни в публичных комментариях, ни в личных сообщениях. Агрессору не важен ответ — он стремится вызвать эмоциональную реакцию, и одно неосторожное слово может ухудшить ситуацию. Угроз и обещаний возмездия также стоит избегать —это лишь подстегнет обидчика продолжить травлю.

Правило 2. Соберите доказательства травли. Делайте скриншот каждого электронного письма, сообщения, исчезающего сообщения, поста —всего, что имеет отношение к агрессору. Зафиксируйте время и дату отправки каждого сообщения. Если возможности сделать скриншот нет, можно скопировать и сохранить текст угрозы. Чем больше вы соберете информации об агрессоре —тем больше вы будете знать о его поведении, болевых точках и том, как его остановить. Он действует абсолютно так же. Эти доказательства также будут необходимы, если вы решите обратиться в полицию.

Правило 3. Заблокируйте агрессора. Корпорации, которым принадлежат социальные сети и мессенджеры, выступают против буллинга, поэтому кнопки «Заблокировать», «Пожаловаться», «Добавить в Черный список», «Скрыть комментарии пользователя» помогут ненадолго,но остановить агрессора. Конечно, он сможет создать новый аккаунт, но почему бы не усложнить ему этот процесс.

Правило 4. Расскажите о травле близким. Кибербуллинг — это неправильно. Вы не должны мириться с таким поведением или чувствовать стыд —стыдно должно быть агрессору. Расскажите о кибербуллинге людям, которым доверяете. Представьте собранные доказательства и не бойтесь говорить о своих чувствах. Близкие люди поддержат вас, помогут трезво оценить ситуацию и предпринять меры, чтобы остановить обидчика. Если вы учитесь с агрессорами в одной школе — сообщите о случаях кибербуллинга сначала родителям, а затем классному руководителю или взрослому, которому вы доверяете. У взрослых больше возможностей повлиять на обидчиков и остановить травлю.

Правило 5. Не замалчивайте проблему.Если нет возможности сообщить о травле близким —попробуйте обратиться в фонд или кризисные центр. Специалисты центров, например, «Травли NET», смогут оказать не только психологическую, но и юридическую помощь.

Как защититься от кибербуллинга? Гарантированной защиты от кибербуллинга не существует —жертвой киберагрессора может стать любой человек. Но можно снизить вероятность угрозы, если соблюдать простые правила онлайн-безопасности.

Помните, травля— это неигра, травля— это насилие.

Статьи по теме