Психологические последствия кибербуллинга у детей: как помочь пострадавшим? Советы для родителей и педагогов.
Обратно к статьям

Психологические последствия кибербуллинга у детей: как помочь пострадавшим? Советы для родителей и педагогов.

Каждый родитель хочет лучшего для своего ребенка. Но мир развивается, и прогресс помимо хорошего привносит в нашу жизнь и новые аспекты, которые могут угрожать безопасности наших детей. Сейчас каждый ребенок проводит большую часть своего свободного времени в онлайне: в социальных сетях, играх или мессенджерах. Интернет открывает множество возможностей для обучения и социализации, но он может и навредить, становясь площадкой для травли или, другими словами, буллинга.

Что такое кибербуллинг?

Кибербуллинг – это форма травли, издевательств, запугивания, угроз или эмоционального насилия, которая происходит в онлайн-среде. Оскорбительные сообщения, распространение ложных слухов, публикация унизительных фотографий или видео – это далеко неполный список того, как может выражаться травля в сети. Кибербуллинг чаще всего анонимный и, достигая нужной цели, развивается стремительно. Дети, подвергшиеся кибербуллингу, испытывают те же проблемы, что и дети подвергшиеся эмоциональному насилию или травле в реальной жизни.

К каким последствиям для детской психики может привести кибербуллинг?

Постоянное ощущение угрозы или страха может негативно сказываться на психическом здоровье. Такие дети могут стать гипертревожными или уйти в сложную подростковую депрессию. При стрессе ребенок испытывает также и физические симптомы – головные боли, боли в животе, бессонницу, усталость, потерю аппетита или нарушение пищеварения. Могут появиться навязчивые движения, тики, которые детям сложно контролировать.
Ещё одно последствие кибербуллинга – это снижение самооценки детей. Постоянные оскорбления и унижения делают ребенка очень чувствительным к оценкам окружающих. Он перестает верить в себя, постоянно ждёт, что будет угроза или унижение со стороны других. Очень часто дети уходят в себя и прекращают попытки выстраивания социальных связей, не хотят идти на контакт с новыми людьми, не верят в себя и свои способности. Отстраняются от мира, предпочитая оставаться в одиночестве.
Дети не только изолируют себя сами, также происходит и изоляция со стороны сверстников. Другие дети не хотят взаимодействовать с «непопулярными» детьми и стараются их избегать. Таким образом, ребенок остаётся в социальной изоляции.

К поведенческим последствиям кибербуллинга относят:

Ухудшение школьной успеваемости: у нашего мозга всего два направления работы – либо он защищается от угроз, либо развивается. Когда ребенок подвергается кибербуллингу, ему необходимо защищаться, либо скрываться, либо и то и другое вместе. В этот момент когнитивные способности ставятся на паузу, учеба уходит на второй или даже третий план. Соответственно, сильно страдает успеваемость.
Риск развития агрессивного поведения: некоторые дети, столкнувшись с кибербуллингом, могут ответить на него агрессивным поведением, пытаясь защитить себя или нанести ответный удар тем, кто запугивает или издевается. Мы видели ситуации, когда «доведённые» подростки проявляют крайнюю агрессию. При рассмотрении мотивов специалисты чаще всего приходят к выводу, что такой ребенок подвергался буллингу со стороны своих одноклассников или других детей.
Изменения в поведении: дети, подвергшиеся кибербуллингу, меняются и проявляют несвойственные им ранее паттерны поведения, такие как уход в себя, избегание социальных контактов или увеличение времени, проводимого в онлайн-среде в поисках поддержки. Либо, наоборот, дети могут стать слишком навязчивыми и «прилипчивыми», находясь таким образом в поисках любви и поддержки.

Как помочь ребенку справится с психологическими последствиями кибербуллинга?

Первое, что необходимо сделать, – показать вашу вовлеченность в проблемы ребёнка, показать, что с вами можно говорить о любых проблемах. Очень часто дети долго скрывают, что их травят, так как им стыдно, либо они боятся, что родители их будут ругать. Даже если ребенок делится с вами чем-то очень негативным, либо тем, что (по-вашему) он сделал неправильно, в первую очередь поблагодарите его за открытость и за его желание идти на контакт и быть откровенным с вами. Поверьте, больше всего ему сейчас нужна поддержка.
Именно в этом диалоге также важно показать, что чувства, которые испытывает ребёнок, – это нормально, а такие ситуации происходят не из-за того, что он какой-то неправильный. Вы ведь помните, что при буллинге у ребенка крайне страдает его самоценность? Он начинает считать себя никчемным и ничтожным. Поддержите его, заступитесь и только после этого расскажите, как можно справиться со сложностями.

Помогите вашему ребенку понять, как управлять личной информацией в интернете, как распознавать потенциально опасные ситуации и как реагировать на них адекватно. Это важно, чтобы вы также поделились и своим опытом: как вы храните информацию? как вы общаетесь в сети? Например, научите ребёнка блокировать агрессоров, игнорировать негативные комментарии и обращаться за помощью к взрослым.

Второе, что может помочь, – это обучение правильной реакции на агрессию. Именно в этой работе важно проговорить с ребенком инструменты, с помощью которых то, как он может справляться со своей агрессией (ведь, как мы уже знаем,, буллинг её вызывает). Агрессию помогает “укротить” спорт, а также есть эффективные способы адекватного проявления агрессии. Обучите им ребенка. Укрепление психологической устойчивости детей и их умения эффективно реагировать на агрессивные воздействия – ключевой момент в процессе предотвращения негативных эффектов.

Также необходимо помочь ребенку справиться с последствиями стресса. Научите сына или дочь техникам дыхания и расслабления, покажите, как можно выражать стресс и негативные эмоции через творчество. Поощряйте занятия рисованием, танцами или музыкой. Развивайте навыки эмпатии, эмоционального восприятия и понимания социальных ситуаций – это поможет детям эффективно взаимодействовать с окружающими и решать конфликты, возникающие в онлайн-среде. А ещё позволит вернуть веру в то, что окружение может быть принимающим и тёплым.

Если вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, обратитесь за поддержкой: психологи помогают в сложных случаях, когда ребенок долго подвергался кибербуллингу. Если кибербуллинг происходит в рамках школьного сообщества, обратитесь за помощью к администрации школы. Они могут принять меры для прекращения агрессивного поведения и обеспечить безопасную среду для всех учащихся. Будьте внимательны к ситуации и немедленно реагируйте, если обнаружите продолжающийся кибербуллинг. Сотрудничайте с родителями, учителями и другими взрослыми, чтобы разработать стратегии реагирования и предотвращения кибербуллинга.

Статьи по теме