Как распознать и предотвратить кибербуллинг: советы для родителей и преподавателей
Обратно к статьям

Как распознать и предотвратить кибербуллинг: советы для родителей и преподавателей

Кибербуллинг – серьёзная угроза для психического здоровья и благополучия детей и подростков. В онлайн-среде можно столкнуться с угрозами, оскорблениями, клеветой и другими формами агрессивного поведения со стороны сверстников или даже незнакомцев. Родители и преподаватели играют ключевую роль в борьбе с кибербуллингом, поэтому важно знать, как предотвратить и распознать это явление.

Тактики кибербуллинга

1. Распространение ложной информации (Диссинг): создание и распространение неправдивых слухов или историй о человеке в интернете. К сожалению, это самая распространенная тактика, мало кто будет проверять информацию на достоверность, особенно в подростковых чатах и мессенджерах. Информация разлетается моментально – после жертве бывает крайне сложно восстановить свою репутацию.
2. Оскорбления, высмеивания и угрозы (Троллинг): оскорбительные сообщения, высмеивание или угрозы в адрес жертвы через социальные сети, электронную почту или мессенджеры.
3. Доносы и клевета: публикация комментариев или обвинений в адрес человека в публичном пространстве, которые либо не соответствуют действительности, либо портят репутацию ребенка в его среде.
4. Имперсонация (Фейки): использование чужой идентичности для отправки или публикации материалов, которые могут навредить репутации ребенка. Создание страничек с фото другого ребенка и действия под прикрытием чужих имен.
5. Создание компрометирующего контента (Аутинг): распространение фотографий или видео, которые могут быть использованы для унижения или шантажа. Часто эти фотографии и видео снимают сами же булли, этот вид кибербуллинга один из самых травматичных для детской психики.
6. Киберсталкинг: постоянное слежение и навязчивое внимание к жизни ребенка в интернете. Это преследование в сети, невозможность сделать действие в интернет-пространстве, чтобы, например, не получить негативный комментарий.
7. Исключение из социальных групп: организация коллективного игнорирования или исключения человека из онлайн-сообщества или группы. Другими словами, бойкот, только теперь он распространился и на детские чаты.

Примеры

Наряду с другими факторами риска, травля может увеличить риск суицидального поведения. Более того, киберзапугивание может быть безжалостным, повышая вероятность возникновения тревожности и депрессии. Некоторые формы киберзапугивания — это формы преследования, которые от насмешек переходят к психологическому насилию.

При правильном и своевременном вмешательстве, с кибербуллингом можно успешно справляться, чтобы уменьшить вред и возможные негативные последствия. Если не принимать мер, кибербуллинг, напротив, может иметь долгосрочные последствия для психического здоровья. Поскольку киберзапугивание может проявляться по-разному, вот несколько примеров, основанных на реальном опыте.

Публикация обнаженных фотографий.
Девочка-подросток отправила своему парню фотографию в обнаженном виде, когда они встречались. После того, как они расстались, он поделился фотографией с другими детьми, которые затем оскорбляли её в смс и социальных сетях.

Ложь и ложные обвинения.
Группа учеников обвинила одну из девочек в том, что она рассказала учителям о распитии спиртных напитков на школьной вечеринке. Хотя эти обвинения были ложными, другие ученики начали оскорблять девочку и угрожать в социальных сетях. Девочка столкнулась с постоянной травлей, что сильно повлияло на её самооценку и учебные успехи.

Травля из-за экономических трудностей.
Ученики разместили злобные, негативные комментарии в аккаунте другого одноклассника в социальных сетях, где комментировали одежду и кроссовки, которые не были дорогими брендами, которые носило большинство из одноклассников. Ребята высмеяли его, назвав “бомжом”, и продолжили травлю в школе.

Фальшивый профиль, “фейк”.
Одноклассница создала фальшивый профиль парня в социальной сети и начала общаться с другими девочками от его имени. Она использовала собранную информацию в качестве материала для травли и шантажа.

Травля на почве ревности.
Девочка-подросток подверглась преследованиям со стороны одноклассниц за то, что встречалась с очень популярным парнем. Девочки отправляли ей оскорбительные сообщения в СМС и социальных сетях, заставляя тем самым расстаться с парнем.

Травля из-за онлайн-игр.
Мальчик-подросток опубликовал комментарии на общедоступном игровом форуме, где выразил свою неприязнь к определенным игровым функциям и тактикам. Другой пользователь не согласился с ним на форуме, затем поискал информацию о мальчике в Интернете и опубликовал его адрес, электронную почту и ссылки на социальные сети в другом комментарии.

Предотвращение кибербуллинга
Предотвращение кибербуллинга требует совместных усилий со стороны родителей, учителей и общества. Вот несколько советов для родителей и учителей, которые могут помочь предотвратить случаи кибербуллинга:

Советы для родителей:

1. Учите детей не сообщать свои настоящие имена, адреса, номера телефонов, пароли или другие личные данные в интернете без вашего разрешения.
2. Напомните детям, что они не должны общаться с незнакомцами в интернете. Ни в коем случае не следует встречаться с кем-либо, кого они встретили в интернете, без сопровождения взрослого.
3. Объясните детям, что то, что публикуется в интернете, может оставаться там навсегда и влиять на их репутацию. Помогите им понять, что нужно быть осторожными с контентом, который они выгружают в сеть.
4. Подчеркните важность вежливого и уважительного общения в интернете. Ни в коем случае не следует оскорблять или угрожать другим людям в сети.
5. Научите детей критически мыслить и не верить всему, что они видят в интернете. Помогите им разобраться, как проверять информацию и определять надежные источники.
6. Учите детей сообщать вам или другим взрослым о любых странных или неприятных ситуациях в интернете. Подчеркните, что дети не должны стесняться обращаться за помощью, если их что-то волнует или беспокоит.
7. Обратите особое внимание на публикацию фотографий и видео в интернете. Помогите детям понять, какие изображения могут быть неприемлемыми или опасными для публикации. В этом случае примеры кибербуллинга могут быть очень полезными.
8. Научите детей создавать и использовать сильные пароли для своих онлайн-аккаунтов. Проговорите, что дети не должны делиться своими паролями ни с кем, кроме вас.

Советы для преподавателей:

1. Включите в программу обучения уроки о правилах кибербезопасности и этике онлайн-поведения. Обсуждайте с учениками случаи кибербуллинга и их последствия.
2. Поддерживайте открытый диалог с учениками о проблемах кибербуллинга и других формах насилия.
3. Включите в школьный учебный план программы и мероприятия, направленные на предотвращение и борьбу с кибербуллингом. Это могут быть тренинги по конфликтному поведению, антибуллинговые круги и программы поддержки для жертв кибербуллинга.
4. Изучите процедуры и политику школы по реагированию на случаи кибербуллинга. Научите учеников сообщать об инцидентах и обеспечьте им поддержку и защиту.

Статьи по теме

Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».

ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.

Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.

Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.