Мозг стремится минимизировать энергозатраты, предпочитая готовые алгоритмы активному мышлению. Цифровые технологии идеально подходят для этого, предлагая шаблонные решения и снижая потребность в самостоятельном анализе. В ответ на пассивность мозг вырабатывает эндорфины, формируя зависимость. У подростков ситуация усугубляется возрастными особенностями: неуверенностью, одиночеством, сложностями в коммуникации. Интернет становится убежищем, где каждый находит то, чего ему не хватает в реальности: от анонимного общения до виртуальных достижений.
Интернет-платформы разработаны так, чтобы вызывать привыкание. Красивый интерфейс, множество функций, бесконечная информация под любой запрос – всё это удерживает пользователя. Социальные сети предлагают непрерывный поток контента, адаптирующийся под предпочтения каждого. Это стимулирует выброс дофамина, заставляя возвращаться снова и снова. Онлайн-игры создают интерактивные миры, где можно стать кем угодно и получить признание, которого часто не хватает в реальности.
Длительное пребывание за компьютером вызывает ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения сна и ухудшение зрения. Постоянное напряжение приводит к болям в спине и шее. Интернет-зависимость нарушает нейронные связи, вынуждая подростков проводить онлайн всё больше времени для получения прежних ощущений. Гиперстимуляция дофамином вызывает «ломку» – состояние, схожее с наркотической зависимостью, что ведёт к резкому снижению мозговой активности и депрессии.
Это формирует порочный круг: подростки заглушают депрессию новыми виртуальными дозами, усугубляя проблему. Зависимость повышает риск тревожности, депрессии и когнитивных нарушений. Истощённые нейроны теряют способность быстро формировать новые связи, что ухудшает память, внимание и мышление.
Социальная деградация.По международной классификации DSM-5, интернет- и игровая зависимость могут диагностироваться, если человек на протяжении 12 месяцев демонстрирует минимум 5 из 9 признаков:
Обратите внимание, если вы замечаете у ребенка:
Если таких признаков становится больше одного-двух, лучше не ждать, а мягко и с заботой начать разговор и при необходимости – обратиться к специалисту.
Профилактика всегда проще, чем лечение. Вот несколько ключевых принципов:
1. Семейные правила и ограничения
2. Личный пример
Дети копируют родителей. Если мама или папа сами постоянно с телефоном, ожидать другого поведения от ребенка сложно. Покажите, что можно и нужно отдыхать без экрана.
3. Создание альтернатив
Интернет часто заменяет ребенку эмоции и впечатления. Поэтому:
4. Развитие осознанности
Научите ребенка различать полезное и бесполезное онлайн-время. Например, обучение или хобби через интернет – это ресурс, а бесцельный серфинг – уже тревожный звонок.
5. Эмоциональная поддержка
Часто за интернет-зависимостью стоит неудовлетворенная потребность в общении, принятии, успехе. Будьте рядом, интересуйтесь чувствами ребенка, хвалите за достижения вне онлайна. Это снижает потребность искать признание в виртуальном мире.
Ребенок не становится зависимым «просто так». За этим почти всегда стоит эмоциональный дефицит, стресс или нехватка ярких впечатлений в реальности. Интернет заполняет пустоту. Поэтому задача родителя – не запретить, а заменить и поддержать.
Если вы заметили, что ваш ребенок теряет связь с реальностью, не впадайте в панику. Лучше спокойно и постепенно помогите ему снова почувствовать радость от жизни здесь и сейчас – без лайков, скинов и стримов.
Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».
ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.
Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.
Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.