Онлайн-зависимость среди подростков: причины и последствия
Обратно к статьям

Онлайн-зависимость среди подростков: причины и последствия

Мы живем в эпоху повсеместной цифровизации. Подростки, как наименее устойчивая группа, всё глубже погружаются в виртуальную реальность, отдаляясь от физического мира и живого общения. Хотя интернет приносит множество удобств, его чрезмерное использование превратилось в тревожную эпидемию – онлайн-зависимость.

Особенности работы мозга и психологическая уязвимость

Мозг стремится минимизировать энергозатраты, предпочитая готовые алгоритмы активному мышлению. Цифровые технологии идеально подходят для этого, предлагая шаблонные решения и снижая потребность в самостоятельном анализе. В ответ на пассивность мозг вырабатывает эндорфины, формируя зависимость. У подростков ситуация усугубляется возрастными особенностями: неуверенностью, одиночеством, сложностями в коммуникации. Интернет становится убежищем, где каждый находит то, чего ему не хватает в реальности: от анонимного общения до виртуальных достижений.

Технологическая ловушка

Интернет-платформы разработаны так, чтобы вызывать привыкание. Красивый интерфейс, множество функций, бесконечная информация под любой запрос – всё это удерживает пользователя. Социальные сети предлагают непрерывный поток контента, адаптирующийся под предпочтения каждого. Это стимулирует выброс дофамина, заставляя возвращаться снова и снова. Онлайн-игры создают интерактивные миры, где можно стать кем угодно и получить признание, которого часто не хватает в реальности.

Так чем же человеку грозят “сбегание” в виртуальный мир и отказ от реальности?

Физические недуги и психические расстройства.

Длительное пребывание за компьютером вызывает ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения сна и ухудшение зрения. Постоянное напряжение приводит к болям в спине и шее. Интернет-зависимость нарушает нейронные связи, вынуждая подростков проводить онлайн всё больше времени для получения прежних ощущений. Гиперстимуляция дофамином вызывает «ломку» – состояние, схожее с наркотической зависимостью, что ведёт к резкому снижению мозговой активности и депрессии.

Это формирует порочный круг: подростки заглушают депрессию новыми виртуальными дозами, усугубляя проблему. Зависимость повышает риск тревожности, депрессии и когнитивных нарушений. Истощённые нейроны теряют способность быстро формировать новые связи, что ухудшает память, внимание и мышление.

Социальная деградация.

Погружение в виртуальный мир приводит к изоляции и отчуждению от реальной жизни. Взаимоотношения с семьей и друзьями ухудшаются, а формирование здоровых романтических отношений становится затруднительным. Подростку будет всё сложнее общаться с реальными людьми.ё сложнее общаться с реальными людьми.

Образовательный и профессиональный упадок.

Учеба и посещаемость страдают из-за чрезмерного использования интернета, а школа или колледж становятся адом для подростка. Мотивация и продуктивность снижаются, навыки коммуникации с преподавателями и одноклассникам – тоже, что может иметь долгосрочные последствия для карьерных перспектив и обучения в целом.

Как родителю понять, что у ребенка проблемы?

По международной классификации DSM-5, интернет- и игровая зависимость могут диагностироваться, если человек на протяжении 12 месяцев демонстрирует минимум 5 из 9 признаков:

  • Снижение настроения и стресс при отсутствии доступа к интернету или гаджету.
  • Постоянное увеличение времени, проведенного онлайн, чтобы получить прежнее удовольствие.
  • Игнорирование негативных последствий: ухудшение здоровья, снижение успеваемости, конфликты.
  • Потеря интереса к другим занятиям и снижение адаптивности в реальной жизни.
  • Прекращение офлайн-общения — замена живых контактов виртуальными.
  • Использование интернета как способа справиться с тревогой или грустью.
  • Утаивание времени, проведенного онлайн, от семьи.
  • Отказ от сна ради использования гаджетов.
  • Нетерпение и волнение при ожидании возможности снова войти в сеть или поиграть.

Обратите внимание, если вы замечаете у ребенка:

  • Резкое снижение успеваемости;
  • Раздражительность или тревогу при ограничении времени за компьютером;
  • Сокрытие от вас времени, проведенного онлайн;
  • Отказ от встреч с друзьями, прогулок, кружков;
  • Снижение интереса к гигиене, сну и питанию;
  • Использование игр, чтобы «успокоиться» или «развеяться»;
  • Готовность тратить деньги на внутриигровые покупки без видимой цели.

Если таких признаков становится больше одного-двух, лучше не ждать, а мягко и с заботой начать разговор и при необходимости – обратиться к специалисту.

Как воспитывать ребенка, чтобы он не стал онлайн-зависимым?

Профилактика всегда проще, чем лечение. Вот несколько ключевых принципов:

1. Семейные правила и ограничения

  • Установите понятные и согласованные лимиты на время за гаджетами. Главное – последовательность.
  • Важно не просто «запретить», а объяснить почему: например, гаджет мешает сну, учебе, отдыху.
  • Введите «тихие часы» – время без гаджетов: перед сном, во время еды, на прогулке.

2. Личный пример

Дети копируют родителей. Если мама или папа сами постоянно с телефоном, ожидать другого поведения от ребенка сложно. Покажите, что можно и нужно отдыхать без экрана.

3. Создание альтернатив

Интернет часто заменяет ребенку эмоции и впечатления. Поэтому:

  • Поощряйте офлайн-увлечения: спорт, творчество, настольные игры.
  • Организуйте семейные активности – походы, прогулки, совместную готовку.
  • Запишите ребенка в кружки, где он сможет проявить себя вне интернета.

4. Развитие осознанности

Научите ребенка различать полезное и бесполезное онлайн-время. Например, обучение или хобби через интернет – это ресурс, а бесцельный серфинг – уже тревожный звонок.

5. Эмоциональная поддержка

Часто за интернет-зависимостью стоит неудовлетворенная потребность в общении, принятии, успехе. Будьте рядом, интересуйтесь чувствами ребенка, хвалите за достижения вне онлайна. Это снижает потребность искать признание в виртуальном мире.

Что делать, если зависимость уже появилась?

Признание проблемы
  • Ребенок (или взрослый) должен сам понять, что зависимость мешает его жизни. Без осознанности работа будет неэффективной.
Постепенное сокращение времени
  • Вместо тотального запрета – четкие лимиты и таймеры.
  • Учитывайте не только игры, но и просмотр стримов, гайды, обсуждение игр.
Создание нового расписания
  • Сдвиньте важные дела на «рисковое» время – например, когда обычно начинается бесцельный серфинг.
  • Заполните освобожденное время полезной и интересной активностью.
Технические меры
  • Встроенные функции родительского контроля на смартфоне.
  • Программы, блокирующие доступ к приложениям после заданного времени.
Поиск поддержки
  • Не бойтесь обращаться к детскому или подростковому психологу.
  • Можно подключить специальные лагеря или группы, где временно запрещено использование гаджетов – они помогают вернуть вкус к офлайн-жизни.

Важно помнить

Ребенок не становится зависимым «просто так». За этим почти всегда стоит эмоциональный дефицит, стресс или нехватка ярких впечатлений в реальности. Интернет заполняет пустоту. Поэтому задача родителя – не запретить, а заменить и поддержать.

Если вы заметили, что ваш ребенок теряет связь с реальностью, не впадайте в панику. Лучше спокойно и постепенно помогите ему снова почувствовать радость от жизни здесь и сейчас – без лайков, скинов и стримов.

Екатерина Старостина
директор по развитию партнерских решений Cloud Networks

Статьи по теме

Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».

ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.

Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.

Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.