Как онлайн-зависимость влияет на образование и профессиональное развитие
Обратно к статьям

Как онлайн-зависимость влияет на образование и профессиональное развитие

По данным учёных, около 5-10% пользователей страдают интернет-зависимостью, особенно люди поглощены компьютерными играми, которые заставляют буквально забыть о базовых потребностях.

Интересный факт: С 1 января 2022 года согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) чрезмерное увлечение компьютерными играми, переросшее в игровую зависимость, официально получило статус болезни и внесено в классификатор болезней МКБ-11 по соседству с азартными играми, алкоголизмом и наркозависимостью.

При этом эксперты ВОЗ не рекомендуют диагностировать это заболевание самостоятельно в отношении себя или близких, оставляя эту прерогативу медикам.

В основе практически любой зависимости, неважно никотин, алкоголь или компьютер, лежат проблемы в реальной жизни, которых хочется избежать. Трудности в социальном взаимодействии и неуверенность в себе заставляют миллионы людей по всему миру искать спасение в киберпространстве. Человек стремится к постоянному онлайн-присутствию и предпочитает виртуальное общение реальному, что неизбежно сказывается на отношениях в семье и с окружением. 

Привязанность к смартфону негативно сказывается и на когнитивных способностях человека – ему становится сложнее запоминать информацию, уменьшается способность к анализу, преобладает примитивное мышление.  Сам процесс здорово показан в российском мультфильме “Пожиратели мозга”. То, что онлайн-зависимость изменяет структуры мозга, подтвердили исследования китайских учёных,. Чтобы выявить нарушения в мозге людей, которые проводят много часов в интернете, учёные использовали магнитно-резонансную томографию. Они сканировали мозг взрослых людей с интернет-зависимостью и сравнивали эти результаты с данными здоровых людей. Результаты выявили поражение белого вещества головного мозга в областях, отвечающих за эмоциональную обработку данных, принятие решений и когнитивный контроль. Интересно, что точно такие же изменения были обнаружены в головном мозге людей, употребляющих алкоголь и наркотики. 

Онлайн-зависимость может повлиять на любого взрослого, но ещё страшнее, когда жертвой интернета становится ребёнок. Сейчас подростки часами проводят время перед экранами гаджетов, погружаясь в виртуальные миры соцсетей и видеоигр. Без должного контроля и баланса между онлайн-и офлайн-активностями, дети рискуют заблудиться в цифровом лабиринте, утратив важные навыки реального общения.

«Однако не каждое увлечение интернетом является зависимостью», — отмечает консультирующий психиатр лондонского Имперского колледжа Генриетта Джонс, возглавляющая единственную в Великобритании клинику для интернет-зависимых людей и игроманов. С умелым использованием компьютерных технологий и соблюдением баланса между виртуальным и реальным мирами, дети могут развивать навыки, которые пригодятся им в будущем. Например, компьютерная грамотность необходима и может стать базой для успешной карьеры в программировании или веб-дизайне. Поэтому родителю важно наблюдать за ребёнком – он проявляет интерес к компьютерным технологиям или интернет действительно вызывает нездоровое привыкание? Чтобы предотвратить возможные негативные последствия, достаточно осознавать потенциальные риски и стремиться к разумному балансу между онлайн- и офлайн-активностями.



Статьи по теме

Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».

ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.

Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.

Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.