Инструкция: что делать, если вы стали жертвой онлайн-мошенников
Обратно к статьям

Инструкция: что делать, если вы стали жертвой онлайн-мошенников

Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно быть внимательным, осторожным, не слишком доверчивым, а иногда и обладать отменной интуицией, чтобы заподозрить неладное даже тогда, когда мошенники очень сильно постарались. К сожалению, это возможно не всегда. В этой статье дам поэтапный механизм, что делать, если вы уже стали жертвой мошенников в интернете.

Шаг 1: Успокойтесь

Как бы ни банально это звучало, но волнение вам не поможет, а помешает быстро и эффективно решить проблему. Принимаем факт того, что вас обманули, и идём дальше.

Шаг 2: Сообщаем в банк

Если вы успеете проинформировать банк до того, как он проведёт платеж – операцию можно отменить. Обращаемся к тому банку, с карты которого оплатили “услуги” мошенников.
Обратиться в банк можно по горячей линии, через сайт или приложение на смартфоне. Сделать это нужно как можно скорее, потому лучше задействовать сразу несколько способов (оставить обращение в приложении/через сайт, пока пытаетесь дозвониться на горячую линию).
Банк может попросить вас прийти в отделение и написать заявление на отмену перевода. Не отказывайтесь, даже если передали все сведения онлайн.

Что нужно сообщить банку:
Ваши данные: ФИО и номер карты с которых перевели денежные средства;
Данные получателя денежных средств: любую информацию из той, что у вас есть: номер телефона, карты, ФИО (даже частично), банк, в который осуществлен перевод;
Данные об операции: дату, время и размер платежа;

После того, как сообщили “в свой” банк, проинформируйте банк, где открыт счёт мошенника. К указанному выше списку можно добавить информацию о том, по каким причинам вы перевели деньги (например, хотели купить ноутбук и провели платеж по реквизитам, которые прислал менеджер, после этого продавец перестал выходить на связь).

Шаг 3: Обращаемся в полицию

Даже если денежные средства не списались, вы успели проинформировать банк и он отменил платёж, – нельзя оставлять преступление безнаказанным. Да, вы не пострадали, но может пострадать кто-то ещё. Помогите другим не попасться на удочку мошенников.
Если же платёж банк уже исполнил, и мошенники получили деньги – тем более пишем заявление в полицию. В первую очередь можно позвонить по телефону 112 и попросить принять заявление о преступлении. После этого следуйте инструкциям оператора, представьтесь и расскажите как происходило общение с мошенниками. К вам могут отправить сотрудника полиции или попросить самостоятельно прийти в ближайшее отделение полиции, чтобы подать заявление письменно. Если таких предложений не поступило – самостоятельно обратитесь в любое отделение полиции лично. Адрес прописки не влияет на возможность обращения, потому вы можете прийти в отделение, которое максимально близко расположено к вам в данный момент. Отказать в принятии заявления не имеют права, даже если при себе у вас нет паспорта.
Заявление обязательно подавайте письменно – рассказывать дежурному о произошедшем нет необходимости. Если есть возможность – заявление можно заранее напечатать дома в двух экземплярах и подписать.

При подготовке заявления можно руководствоваться простой формулой: что + когда и как + кто + чего
Что произошло: подробно опишите что происходило до того, как вы перевели денежные средства мошенникам, что хотели сделать и как сложилась ситуация, при которой мошенники получили деньги. Сообщите о том, какие действия уже предприняли – позвонили в банк, подали заявление на блокировку карты и т.п.;
Когда и как произошло: точные даты и время обращения мошенников, списания денежных средств и что происходило после, то есть по каким причинам вы пришли к выводу, что действия именно мошеннические и вас обманули;
Кто является мошенником: при онлайн-переводах частично видны данные того, кому направляются денежные средства. Укажите в заявлении эти данные, а также данные карты, счета, номера телефона (при наличии). Если на сайте, где вы оформили заказ, указаны иные данные – сообщите их тоже. Кроме того, можно сделать пометку, что вы не знаете точно, кто является мошенником, но у вас есть следующая информация.
Чего или какого результата вы хотите от сотрудников: обычно в просительной части заявления пишут “прошу возбудить уголовное дело, привлечь к уголовной ответственности и возместить причиненный ущерб. Если вы не знаете конкретный номер статьи уголовного кодекса под классификацию которой попадает возникшая ситуация – это не критично.

Ещё несколько советов:

Избегайте эмоционального описания проблемы в заявлении – вы потратите время на написание и еще больше распереживаетесь, а для дела это не будет иметь никакого значения.

Пишите чётко те обстоятельства, которые происходили и в которых вы уверены. Если не помните точно, опишите примерно: “в период с 10 до 11 часов обратился в банк для сообщения о мошеннических действиях”.

Не додумывайте, если чего-то не знаете – лучше именно так и написать в заявлении.

Укажите все свои контактные данные для связи: адрес, по которому удобно получать корреспонденцию, номер телефона, электронную почту.
Не забудьте взять талон-уведомление!

После того как вы написали заявление, дежурный должен выдать талон-уведомление, подтверждающий факт вашего обращения. Если талон не дают – требуйте, это обязанность полицейского. Проверьте, чтобы талон-уведомления был заполнен верно. В нем должны быть:
  • Дата обращения;
  • Время подачи заявления;
  • Номер талона;
  • Номер КУСП (книги учета сообщений о преступлении)
  • Название отделения;
  • Печать отделения;
  • ФИО и подпись сотрудника.

С помощью этих данных вы сможете идентифицировать своё заявление, когда будете обращаться в полицию, чтобы узнать статус рассмотрения.

Статьи по теме

Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».

ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.

Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.

Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.