С 25.07.2024 г. Федеральный закон “О национальной платежной системе” начнёт действовать в новой редакции, которая обяжет банки защищать своих клиентов. Сейчас Центробанк ведёт базу данных в отношении компаний, у которых замечены признаки мошенничества. После изменений в закон банки будут обязаны сверяться с базой и приостанавливать подозрительные операции. База пополняется на основе информации от банков, которые, в свою очередь, получают её от клиентов, а с октября 2023 года к пополнению базы подключилось Министерство внутренних дел.
Признаки, на которые необходимо ориентироваться всем банкам по указанию ЦБ РФ:
Клиент отправил денежные средства на счет организации из базы “мошенников” Центробанка (неважно как: по номеру телефона, счету или карте);
При осуществлении перевода используются устройства, которые распространены среди мошеннических схем;
Операция, которую пытается провести клиент, отличается от тех, которые он обычно совершает. Критерии различны: необычное место перевода (например, клиент оплатил в Саратове ЖКХ, а через 15 минут пытается перевести шестизначную сумму из Владивостока), или сама сумма перевода (существенно больше, чем обычные перечисления).
Операции приостанавливаются на 2 дня, за это время банк должен успеть связаться с клиентом и выяснить, согласен ли он провести платеж, а также объяснить, почему операция приостановлена и проинформировать о том, что она похожа на мошенническую.
Банки обязаны в полном объёме возместить вам ущерб, если не исполнили требования закона. Например, вы сделали перевод в адрес одной из компаний, которая уже есть в базе мошенников, а банк осуществил операцию без приостановки процесса и выяснения у вас причин перевода.
В таком случае у вас есть право на возврат утраченных средств. Для этого необходимо подать заявление в банк, со счета которого у вас списали средства. Срок возврата составляет 30 дней для переводов внутри страны и 60 дней, если вы перевели средства заграницу.
Получить компенсацию не получится, если банк требования закона исполнил: то есть приостановил операцию, уточнил у вас необходимость её провести, предупредил о рисках и получил подтверждение, что вы согласны на перевод. В таком случае банк ответственность не несёт, и денежные средства, которые вы перевели мошенникам, возвращать не обязан.
Действуем по алгоритму: успокоиться и предпринять активные действия.
Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».
ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.
Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.
Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.