Какие юридические механизмы существуют для возврата средств в случае онлайн-мошенничества?
Обратно к статьям

Какие юридические механизмы существуют для возврата средств в случае онлайн-мошенничества?

Чтобы понять, как возвращать средства, важна причина, по которой вы потеряли деньги. Вариантов множество:
  • купили товар на мошенническом сайте – деньги заплатили, а “продавец” на связь не выходит;
  • по указанию “сотрудника Центрального Государственного Сбербанка” перевели деньги на “безопасный” счет;
  • просто неведомо куда и неизвестно почему деньги ушли с карты;
  • и многое другое;
Помните, что мошеннические схемы становятся более продвинутыми и изощрёнными, потому нужно быть особенно внимательным. Лучше усомниться и потратить время на проверку информации, чем остаться без средств, даже если их можно попробовать вернуть.

Какие механизмы защиты существуют

С 25.07.2024 г. Федеральный закон “О национальной платежной системе” начнёт действовать в новой редакции, которая обяжет банки защищать своих клиентов. Сейчас Центробанк ведёт базу данных в отношении компаний, у которых замечены признаки мошенничества. После изменений в закон банки будут обязаны сверяться с базой и приостанавливать подозрительные операции. База пополняется на основе информации от банков, которые, в свою очередь, получают её от клиентов, а с октября 2023 года к пополнению базы подключилось Министерство внутренних дел. 

Признаки, на которые необходимо ориентироваться всем банкам по указанию ЦБ РФ:

  1. Клиент отправил денежные средства на счет организации из базы “мошенников” Центробанка (неважно как: по номеру телефона, счету или карте);

  2. При осуществлении перевода используются устройства, которые распространены среди мошеннических схем;

  3. Операция, которую пытается провести клиент, отличается от тех, которые он обычно совершает. Критерии различны: необычное место перевода (например, клиент оплатил в Саратове ЖКХ, а через 15 минут пытается перевести шестизначную сумму из Владивостока), или сама сумма перевода (существенно больше, чем обычные перечисления).

Операции приостанавливаются на 2 дня, за это время банк должен успеть связаться с клиентом и выяснить, согласен ли он провести платеж, а также объяснить, почему операция приостановлена и проинформировать о том, что она похожа на мошенническую.

Когда деньги точно вернут

Банки обязаны в полном объёме возместить вам ущерб, если не исполнили требования закона. Например, вы сделали перевод в адрес одной из компаний, которая уже есть в базе мошенников, а банк осуществил операцию без приостановки процесса и выяснения у вас причин перевода. 

В таком случае у вас есть право на возврат утраченных средств. Для этого необходимо подать заявление в банк, со счета которого у вас списали средства. Срок возврата составляет 30 дней для переводов внутри страны и 60 дней, если вы перевели средства заграницу.

Когда деньги точно НЕ вернут

Получить компенсацию не получится, если банк требования закона исполнил: то есть приостановил операцию, уточнил у вас необходимость её провести, предупредил о рисках и получил подтверждение, что вы согласны на перевод.  В таком случае банк ответственность не несёт, и денежные средства, которые вы перевели мошенникам, возвращать не обязан.

Что делать, если деньги оказались у мошенников?

Действуем по алгоритму: успокоиться и предпринять активные действия.

 

Наталья Вайнберг
член АЮР, общественный деятель, автор канала "Самый занятой" и юрист адвокатского бюро SSP

Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».

ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.

Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.

Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.