Мы живём в мире, где каждое наше действие оставляет невидимый отпечаток – цифровую запись наших поступков, предпочтений и мыслей. В этой новой цифровой реальности наименее защищены дети. Каждая фотография, опубликованный текст, денежный перевод, онлайн-покупка, отправленное или удаленное сообщение, история поиска в браузере и иные действия в цифровой среде становятся частью уникальной цифровой биографии человека – его цифровым следом и в большинстве случаев очень тяжело поддается исправлению. Эта информация формируется постепенно и часто без нашего контроля.
От осознанности своими действиями и поведением своих детей в цифровой среде может зависеть безопасность, психологическое здоровье, уровень счастья, самооценка, отношения, репутация и карьера каждого члена семьи. Важно с малых лет у детей развивать культуру цифровой безопасности и гигиены, через развитие критического мышления и логики.
Всех людей можно разделить на две категории: те, кто уже управляет распространением своего цифрового следа и те, кто будет следить за своим цифровым следом. Угрозы, исходящие от неуправляемого цифрового следа:
Положительная новость заключается в том, что существует множество способов управлять своим цифровым следом, чтобы он развивался без ущерба для будущего ребенка.
Некоторые родители считают, что знакомство ребёнка с цифровым миром начинается вместе с его первым касанием смартфона или компьютера, однако, формирование цифрового следа начинается гораздо раньше: медицинская карта его мамы, записи результатов УЗИ, иные медицинские и государственные документы — всё это служит началом пути, ведущего в цифровой мир.
Затем идёт активное участие самих родителей и их близкого круга: публикации фотографий, рассказов о значимых моментах, размещение семейного контента в социальных сетях. Таким образом, цифровая идентичность младенца
начинает формироваться ещё до его самостоятельного взаимодействия с технологиями. Уже на этом этапе родителям надо быть более внимательными к тому, что они делают в цифровой среде для своего ребенка и как это может повлиять на его судьбу.
Следующий этап наступает после рождения, когда дети быстро осваивают элементарные операции с электронными устройствами и свободно исследуют глобальное информационное пространство – Интернет, различные игры и приложения. Именно здесь важно проявить максимум ответственности, заботы и усилий к формированию правильного поведения ребенка, ведь маленький человек не способен оценить потенциальные угрозы, возникающие в процессе освоения цифрового мира. Если проводить аналогию с реальной жизнью, то чтобы человеку предоставить право управлять автомобилем, ему сначала нужно обучиться в автошколе и получить водительское удостоверения. Так и в цифровой среде, важно уделять достаточное количество своего внимания на то, как дети пользуются Интернетом, какую информацию они потребляют, какого она качества и в каком объеме. Всегда нужно помнить, что научить ребенка правильно пользоваться Инструментом легче и проще, чем переучивать, когда паттерны поведения уже сформированы.
Итак, ключевую роль в поведении детей играют их родители, приведем несколько практических способов, которыми родители могу помочь своим детям.
Постоянная увлечённость гаджетами становится опасной нормой. Чтобы предотвратить цифровую зависимость, порождающую неконтролируемый цифровой след, будьте ролевым примером для детей:
Формирование правильных привычек требует времени, но оно того стоит - осознанность ребенка скажется на всех сферах его дальнейшей жизни.
Внимательно контролируйте настройки возрастного контента на семейных устройствах, включите фильтры контента, ограничивайте доступ к опасным приложениям и рекламе, установив родительский контроль, иные приложения, отслеживающие активность в сети.
Без должных настроек ребёнок легко столкнётся с агрессивной информацией, которую поисковые алгоритмы будут рекомендовать снова и снова, формируя замкнутый круг негативного влияния.
Рекомендуется использовать приложения и сервисы, гарантирующие безопасность и конфиденциальность только от проверенных разработчиков, имеющих положительную репутацию. Учитывайте и тот факт, что, если приложение распространяется бесплатно, необходимо проверить его. Существует правило - если пользователь не платит за приложение или сервис, то он сам становится товаром, т.е., его активность, данные и личные предпочтения могут использоваться для генерирования дохода через таргетированную рекламу и другие методы.
Объясните ребенку ценность личных данных: адреса проживания, координат нахождения, номера телефона, фотографий документов своих и родителей, номеров банковских карт, уровня достатка семьи и пр. Объясните, что доступность этих данных чревата проблемами, угрожающими безопасности всей семьи.
Научите ребенка делиться безопасной информацией, например, можно поощрять детей, демонстрирующих не свою личную жизнь с помощью блогов, изображений, видео, а общественной жизни класса, школы, спортивной секции.
Существует множество игровых форм, помогающих детям освоить бесплатно основы кибербезопасности (курсы, онлайн игры, квесты, домашние игры, детские книги и пр). Правила безопасного поведения в интернете – это навык, которым должен владеть каждый современный ребенок.
Сядьте со своим ребенком и введите его имя в поисковую систему, поищите его по имени и изображениям. Если вы оба не довольны чем-то, что вы нашли, удалите контент сами, если это возможно, или вежливо попросите автора удалить его. Если контент оскорбителен и причиняет вред, сообщите об этом поставщику платформы. При отсутствии реакции со стороны владельцев ресурса — обращайтесь в Роскомнадзор или правоохранительные органы (например, заявление в Полицию или Прокуратуру)
Интересуйтесь жизнью ребенка и его интересами в сети. В большинстве случаем остановить необдуманные действия проще, чем исправлять ошибки.
Дети могут считать, что их жизнь в сети может проходить незаметно, если они почистят историю браузера, удалят какой-то комментарий и пр. В какой-то мере это может помочь, но не всегда, тк. политика управления жизненным циклом информации у различных компаний разная. Важно привить детям осознание того, что может удаляться не сам контент в интернете, а его видимость для пользователя, что удаление даже со смартфона фотографии и текста не всегда уничтожает его физически. Привлечение внимания к этим аспектам помогает формировать осознанное отношение к своим действия м в интернете и заботится о безопасном формировании цифрового следа.
Важно привить детям не страх, а понимание безопасных принципов работы в цифровой среде: объяснять, что даже самые незначительные действия в интернете фиксируются и создают уникальный цифровой след.
Вопрос положительного или отрицательное влияние на человека цифрового следа не имеет однозначного ответа и зависит от его культуры и поведения других пользователей. Если человек использует цифровые технологии для обучения, получения качественных и безопасных знаний и обмена полезной информацией, то это не может нанести вред обществу, однако если информация используется с корыстными или вредоносными целями, то последствия становятся явно негативными.
Современная жизнь и её комфорт уже невозможно представить без цифровой трансформации всех отраслей жизни. Благодаря этому, наша жизнь становится длиннее, безопаснее, качественнее и интереснее.
Цифровой след клиента внутри компаний является неотъемлемой частью ценности предоставляемой потребителю и необходимы для функционирования компании. Например, владение мобильным телефоном и сим-картой позволяет родителям связываться с ребенком, открывает широкие возможности к обучению и образованию ребенка. Это возможно лишь потому, что оператор идентифицирует абонента и управляет услугами согласно установленным правилам.
Цифровой след пользователя не сводится только к персональным данным. Он хранится в компаниях в разрозненной форме с различными уровнями доступа и безопасности. Рассмотрим, примеры применения цифрового следа в разных сферах бизнеса:
Добросовестные организации следят за своей репутацией и используют разнообразные технические и законодательные инструменты защиты клиентов от потенциальных рисков. Однако важно понимать, что самая безопасная информационная система - это та, которой не существует, а самый хороший цифровой след это тот, которого нет. Когда общество потребляет тот или иной продукт или услугу, оно не только получает ценность от компании, но также принимает на себя сопутствующие риски, связанные с хранением и использованием информации о себе.
Цифровой след — это мощный инструмент с двойным лезвием: он может быть мощным помощником в достижении успеха и благополучия, но также источником рисков, если не используется осознанно.
Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».
ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.
Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.
Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.