Что такое цифровой след?
Обратно к статьям

Что такое цифровой след?

Цифровой след – это вся информация, которую специально или непроизвольно оставляет о себе пользователь в сети. Это и адрес электронной почты, и посты в социальных сетях, и история поиска в браузере, и данные, которые собираются автоматически. Каждое подключение к интернету – с компьютера, мобильного устройства и даже фитнес-трекера, составляет потрет владельца устройства по его действиям и публикациям. 

Цифровой след бывает двух типов:
  • Активный цифровой след – это данные, которые пользователь сознательно оставляет в интернете. Например, публикации в социальных сетях, комментарии на форумах, заполненные формы, электронные письма и сообщения, фотографии, видео и пр.
  • Пассивный цифровой след – это информация, которая собирается без активного участия пользователя. К примеру, данные о его местоположении, история посещения веб-страниц, IP-адрес, данные об устройстве при подключении к интернету, cookie-файлы, которые отслеживают действия пользователя.

Почему важен цифровой след

Цифровой след может оказывать значительное влияние на человека. Например, различные веб-ресурсы – сайты и приложения, используют информацию об активности своих пользователей для улучшения качества работы сервиса и настройки рекомендаций. Это способствует улучшению пользовательского опыта, упрощению их жизни и повышению безопасности. 

Персонализация услуг. С помощью собранных данных о пользователях в интернете компании могут предлагать персонализированные услуги и улучшать свои рекомендательные сервисы. Например, стриминговые платформы угадывают контент, который может понравиться пользователю, а онлайн-шопинг становится в разы быстрее и удобнее. Анализируя предпочтения и поведение клиентов, компании развивают свои продукты сервисы. 

Упрощение поиска информации. История поисков и посещений веб-страниц помогает интернет-сервисам предлагать более релевантные результаты, а также сохранять ранее найденную информацию. Это ускоряет доступ к важным данным и облегчает выполнение повторных задач.

Улучшение пользовательской безопасности. Цифровой след может использоваться для защиты аккаунтов и предотвращения мошенничества. Например, вовремя выявленная пользовательская аномалия – подозрительная попытка входа в аккаунт (подбор пароля, вход в аккаунт с нового устройства из ранее не используемого страны или города), уведомит пользователя о потенциальных угрозах безопасности.

Но важно также осознавать негативные аспекты и угрозы безопасности, которые может принести цифровой след.

Конфиденциальность и безопасность. Цифровой след содержит данные, которые могут раскрыть личную информацию пользователя – ФИО, логины-пароли, местоположение, историю поисков, высказываний и даже финансовую информацию. Это информация может быть использована злоумышленниками, например, в таргетированных фишинговых атаках, взломах аккаунтов, краже денег, личных данных, сталкингу.

Репутация. Цифровой след формирует онлайн-репутацию пользователя, что может повлиять на карьеру, учебу или социальную жизнь. Например, негативные или откровенные публикации в социальных сетях могут повлиять на мнение работодателей или привести к кибербуллингу.

Персонализация и таргетинг. Компании используют цифровой след для персонализации рекламы и услуг, но иногда могут использоваться довольно агрессивные приемы, которые приводят к слишком навязчивому проявлению присутствия компании, граничащее с вмешательством в личную жизнь и нарушением приватности.

Проблемы с контролем и управлением публичной информацией. После того как информация попала в сеть, контролировать её распространение и становится сложно. Даже если неудачный комментарий, фото или видео будут удалены с одного ресурса, это не гарантирует, что они исчезнут навсегда. Есть такое правдивое высказывание – интернет помнит все, поэтому общая рекомендация пользователям в том, чтобы осознанно относится к тому, что и как публикуется о них в открытых источниках.

Когда появляется цифровой след?  


Цифровой след появляется каждый раз, когда человек заходит в интернет и мобильные приложения, использует различные цифровые гаджеты, подключенные к сети. История пользователя формируется на протяжении всего использования онлайн-сервисов и цифровых технологий. 
  • Создание аккаунтов и регистрация на сайтах. При регистрации на платформах (социальные сети, форумы, интернет-магазины) создаётся активный цифровой след – это введённые личные данные, такие как ФИО, электронная почта и дата рождения.
  • Посещение веб-сайтов. Каждый раз, когда пользователь посещает веб-сайт, серверы сайта собирают данные о его действиях. Зачастую, такую информацию, как IP-адрес, используемый браузер, операционную систему, время посещения и страницы, которые были просмотрены. 
  • Поисковые запросы. Любые запросы, введённые в поисковики, сохраняются и могут использоваться для улучшения результатов поиска, персонализации и контекстной рекламы.  
  • Использование социальных сетей. Любой контент, который человек публикует в социальных сетях – посты, комментарии, фото, видео, лайки, формируют цифровой портрет пользователя. Кроме того, такие действия, как добавление друзей, вступление в группы, просмотр определённого контента, также фиксируются в системах.  
  • Онлайн-покупки. При оформлении заказов и даже просмотре товаров собирается история пользователя – совершенные или отложенные покупки, предпочтенияя, адрес доставки и способы оплаты, все это формирует покупателя и используется для анализа его поведения. 
  • Использование мобильных приложений и онлайн-игры. Многие мобильные приложения собирают данные о пользователях, включая местоположение, контакты, действия внутри приложения и даже данные о физической активности. 
  • Пользование облачными сервисами. Загружая файлы на облачные хранилища или работая с онлайн-документами, пользователи оставляют следы своей активности, которые сохраняются в системах облачных провайдеров. 
  • Цифровые устройства и гаджеты. Фитнес-трекеры, "умные" часы, автомобили с GPS или системы "умного дома", собирают данные о действиях и привычках пользователей. 
Но осознание того, сколько информации хранится о человек в интернете не должно вселять панику и беспокойство. Да, цифровой след может нести риски компрометации, но если пользователь осознаёт, как все работает, что это ему дает и как управлять информацией, то можно.

Как найти свой цифровой след и удалить ненужное?

Анализ своего цифрового следа поможет понять, какие данные о уже доступны о вас в интернете, и принять меры для повышения личной конфиденциальности и защиты. Чтобы найти и понять свой цифровой след, можно использовать несколько методов и инструментов. Вот несколько шагов, которые помогут вам определить свой цифровой след:

  • Поиск информации о себе в поисковых системах 
Начните с простого поиска по своему имени в популярных браузерах. Включите варианты с использованием полного имени, псевдонимов или других данных, которые могли бы появиться в интернете (например, предыдущие рабочие места, места учебы). Посмотрите на изображения и видео, связанные с вашим именем, а также на разделы "Новости" и "Социальные сети", а также проверьте, что выдают системы поиска по вашему номеру телефона или электронной почте, чтобы выяснить, какая информация связана с этими контактными данными.  Это поможет вам собрать понимание того, что есть в открытом доступе, и определить, какую информацию можно скрыть или удалить. 

Если вы нашли в открытом доступе личную или конфиденциальную информацию, на размещение которой вы не давали своего согласия, вы в праве попросить поисковые системы и ресурсы их удалить. 

  • Проверка аккаунтов в социальных сетях 
Посмотрите, какие профили, публикации, фотографии, видео и комментарии доступны для общественного просмотра в социальных сетях, а также запустите поиск по вашему имени в социальных сетях, чтобы найти упоминания, в которых вы были отмечены. Далее зайдите в настройки «Конфиденциальности и безопасности», чтобы скрыть или удалить контент, который вы не хотите больше показывать миру. 

  • Поиск по старым и забытым аккаунтам 
Вспомните старые интернет-сервисы, форумы и сайты, где у вас могли быть аккаунты. Например, когда-то заведенные почтовые ящики, блоги, аккаунты на форумах, в интернет-магазинах или на игровых платформах. Просмотрите историю ваших электронных писем, чтобы вспомнить, на каких сайтах вы регистрировались. Это поможет найти учетные записи на старых или забытых ресурсах, а также отписаться от ненужных рассылок.

  • Настройки cookie и трекеров 
Посмотрите через специальные сервисы, какие трекеры собирают данные о вас при посещении веб-сайтов. Проверьте настройки конфиденциальности в браузере, чтобы ограничить объем информации о вас, отключите или ограничьте персонализацию рекламы и отслеживание пользовательских данных, почистите историю браузера, файлы cookie и кэш. Также вы можете в будущем использовать режим "инкогнито" или "приватный режим", чтобы минимизировать следы онлайн-активности.

  • Активность в мобильных приложениях 
Проверьте приложения на вашем смартфоне: какие данные они собирают и передают (например, местоположение, контакты, доступ к мультимедиа), и ограничьте права на те функции, которые не используете. 

Как защитить цифровой след?

Есть несколько основных рекомендаций, как снизить риски и сохранить контроль над своими данными:  
  1. Откажитесь от использования паролей. Современные технологии с использование электронного ключа, который хранится на устройстве пользователя, предлагают наиболее надежный и удобный на данный момент способ авторизации в различные сервисы, так как электронный ключ становится труднодоступным для мошенников. 
  2. Создавайте сложные пароли (включающие буквы, цифры и специальные символы) и храните их в менеджерах паролей, если сервис не поддерживает авторизацию по отпечатку пальцев или распознаванию лица. И обязательно подключите двухфакторную аутентификацию (2FA) на всех сервисах, которые это поддерживают. Это добавляет дополнительный уровень защиты, требуя подтверждения входа с помощью SMS или приложения-аутентификатора. 
  3. Контролируйте настройки конфиденциальности в социальных сетях и приложениях – ограничьте круг лиц, которые могут видеть ваши публикации, удалите или скройте личную информацию из профиля, отключите геолокацию. В настройках браузера подключите функцию блокировки файлов cookie от третьих сторон или режим "не отслеживать", регулярно очищайте историю браузера, файлы cookie и кэш. И ограничьте доступ приложений к геолокации, контактам, камере, фото, видео и микрофону, если они не нужны для функционирования этого приложения.  
  4. Регулярно проверяйте и удаляйте старые аккаунты, которые вы больше не используете, чтобы уменьшить количество ресурсов, где хранятся ваши данные. 
  5. Будьте осторожны с публичными Wi-Fi сетями, потому что, как правило, это незащищенные сети и злоумышленники могут перехватывать информацию пользователей. Особенно рекомендуем не выполнять банковские операции или авторизацию на важных сайтах внутри общественной сети. Если же необходимо подключиться, то используйте VPN для защиты соединения.
  6. Используйте временные адреса электронной почты и псевдонимы для регистрации на временных сайтах, чтобы не разглашать свой основной адрес. Придумывайте псевдонимы и уникальные логины, чтобы не использовать своё настоящее имя везде. 

Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».

ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.

Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.

Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.