Почему важен цифровой след
Цифровой след может оказывать значительное влияние на человека. Например, различные веб-ресурсы – сайты и приложения, используют информацию об активности своих пользователей для улучшения качества работы сервиса и настройки рекомендаций. Это способствует улучшению пользовательского опыта, упрощению их жизни и повышению безопасности.
Персонализация услуг. С помощью собранных данных о пользователях в интернете компании могут предлагать персонализированные услуги и улучшать свои рекомендательные сервисы. Например, стриминговые платформы угадывают контент, который может понравиться пользователю, а онлайн-шопинг становится в разы быстрее и удобнее. Анализируя предпочтения и поведение клиентов, компании развивают свои продукты сервисы.
Упрощение поиска информации. История поисков и посещений веб-страниц помогает интернет-сервисам предлагать более релевантные результаты, а также сохранять ранее найденную информацию. Это ускоряет доступ к важным данным и облегчает выполнение повторных задач.
Улучшение пользовательской безопасности. Цифровой след может использоваться для защиты аккаунтов и предотвращения мошенничества. Например, вовремя выявленная пользовательская аномалия – подозрительная попытка входа в аккаунт (подбор пароля, вход в аккаунт с нового устройства из ранее не используемого страны или города), уведомит пользователя о потенциальных угрозах безопасности.
Но важно также осознавать негативные аспекты и угрозы безопасности, которые может принести цифровой след.
Конфиденциальность и безопасность. Цифровой след содержит данные, которые могут раскрыть личную информацию пользователя – ФИО, логины-пароли, местоположение, историю поисков, высказываний и даже финансовую информацию. Это информация может быть использована злоумышленниками, например, в таргетированных фишинговых атаках, взломах аккаунтов, краже денег, личных данных, сталкингу.
Репутация. Цифровой след формирует онлайн-репутацию пользователя, что может повлиять на карьеру, учебу или социальную жизнь. Например, негативные или откровенные публикации в социальных сетях могут повлиять на мнение работодателей или привести к кибербуллингу.
Персонализация и таргетинг. Компании используют цифровой след для персонализации рекламы и услуг, но иногда могут использоваться довольно агрессивные приемы, которые приводят к слишком навязчивому проявлению присутствия компании, граничащее с вмешательством в личную жизнь и нарушением приватности.
Проблемы с контролем и управлением публичной информацией. После того как информация попала в сеть, контролировать её распространение и становится сложно. Даже если неудачный комментарий, фото или видео будут удалены с одного ресурса, это не гарантирует, что они исчезнут навсегда. Есть такое правдивое высказывание – интернет помнит все, поэтому общая рекомендация пользователям в том, чтобы осознанно относится к тому, что и как публикуется о них в открытых источниках.
Когда появляется цифровой след?
Цифровой след появляется каждый раз, когда человек заходит в интернет и мобильные приложения, использует различные цифровые гаджеты, подключенные к сети. История пользователя формируется на протяжении всего использования онлайн-сервисов и цифровых технологий.
- Создание аккаунтов и регистрация на сайтах. При регистрации на платформах (социальные сети, форумы, интернет-магазины) создаётся активный цифровой след – это введённые личные данные, такие как ФИО, электронная почта и дата рождения.
- Посещение веб-сайтов. Каждый раз, когда пользователь посещает веб-сайт, серверы сайта собирают данные о его действиях. Зачастую, такую информацию, как IP-адрес, используемый браузер, операционную систему, время посещения и страницы, которые были просмотрены.
- Поисковые запросы. Любые запросы, введённые в поисковики, сохраняются и могут использоваться для улучшения результатов поиска, персонализации и контекстной рекламы.
- Использование социальных сетей. Любой контент, который человек публикует в социальных сетях – посты, комментарии, фото, видео, лайки, формируют цифровой портрет пользователя. Кроме того, такие действия, как добавление друзей, вступление в группы, просмотр определённого контента, также фиксируются в системах.
- Онлайн-покупки. При оформлении заказов и даже просмотре товаров собирается история пользователя – совершенные или отложенные покупки, предпочтенияя, адрес доставки и способы оплаты, все это формирует покупателя и используется для анализа его поведения.
- Использование мобильных приложений и онлайн-игры. Многие мобильные приложения собирают данные о пользователях, включая местоположение, контакты, действия внутри приложения и даже данные о физической активности.
- Пользование облачными сервисами. Загружая файлы на облачные хранилища или работая с онлайн-документами, пользователи оставляют следы своей активности, которые сохраняются в системах облачных провайдеров.
- Цифровые устройства и гаджеты. Фитнес-трекеры, "умные" часы, автомобили с GPS или системы "умного дома", собирают данные о действиях и привычках пользователей.
Но осознание того, сколько информации хранится о человек в интернете не должно вселять панику и беспокойство. Да, цифровой след может нести риски компрометации, но если пользователь осознаёт, как все работает, что это ему дает и как управлять информацией, то можно.
Как найти свой цифровой след и удалить ненужное?
Анализ своего цифрового следа поможет понять, какие данные о уже доступны о вас в интернете, и принять меры для повышения личной конфиденциальности и защиты. Чтобы найти и понять свой цифровой след, можно использовать несколько методов и инструментов. Вот несколько шагов, которые помогут вам определить свой цифровой след:
- Поиск информации о себе в поисковых системах
Начните с простого поиска по своему имени в популярных браузерах. Включите варианты с использованием полного имени, псевдонимов или других данных, которые могли бы появиться в интернете (например, предыдущие рабочие места, места учебы). Посмотрите на изображения и видео, связанные с вашим именем, а также на разделы "Новости" и "Социальные сети", а также проверьте, что выдают системы поиска по вашему номеру телефона или электронной почте, чтобы выяснить, какая информация связана с этими контактными данными. Это поможет вам собрать понимание того, что есть в открытом доступе, и определить, какую информацию можно скрыть или удалить.
Если вы нашли в открытом доступе личную или конфиденциальную информацию, на размещение которой вы не давали своего согласия, вы в праве попросить поисковые системы и ресурсы их удалить.
- Проверка аккаунтов в социальных сетях
Посмотрите, какие профили, публикации, фотографии, видео и комментарии доступны для общественного просмотра в социальных сетях, а также запустите поиск по вашему имени в социальных сетях, чтобы найти упоминания, в которых вы были отмечены. Далее зайдите в настройки «Конфиденциальности и безопасности», чтобы скрыть или удалить контент, который вы не хотите больше показывать миру.
- Поиск по старым и забытым аккаунтам
Вспомните старые интернет-сервисы, форумы и сайты, где у вас могли быть аккаунты. Например, когда-то заведенные почтовые ящики, блоги, аккаунты на форумах, в интернет-магазинах или на игровых платформах. Просмотрите историю ваших электронных писем, чтобы вспомнить, на каких сайтах вы регистрировались. Это поможет найти учетные записи на старых или забытых ресурсах, а также отписаться от ненужных рассылок.
- Настройки cookie и трекеров
Посмотрите через специальные сервисы, какие трекеры собирают данные о вас при посещении веб-сайтов. Проверьте настройки конфиденциальности в браузере, чтобы ограничить объем информации о вас, отключите или ограничьте персонализацию рекламы и отслеживание пользовательских данных, почистите историю браузера, файлы cookie и кэш. Также вы можете в будущем использовать режим "инкогнито" или "приватный режим", чтобы минимизировать следы онлайн-активности.
- Активность в мобильных приложениях
Проверьте приложения на вашем смартфоне: какие данные они собирают и передают (например, местоположение, контакты, доступ к мультимедиа), и ограничьте права на те функции, которые не используете.
Как защитить цифровой след?
Есть несколько основных рекомендаций, как снизить риски и сохранить контроль над своими данными:
- Откажитесь от использования паролей. Современные технологии с использование электронного ключа, который хранится на устройстве пользователя, предлагают наиболее надежный и удобный на данный момент способ авторизации в различные сервисы, так как электронный ключ становится труднодоступным для мошенников.
- Создавайте сложные пароли (включающие буквы, цифры и специальные символы) и храните их в менеджерах паролей, если сервис не поддерживает авторизацию по отпечатку пальцев или распознаванию лица. И обязательно подключите двухфакторную аутентификацию (2FA) на всех сервисах, которые это поддерживают. Это добавляет дополнительный уровень защиты, требуя подтверждения входа с помощью SMS или приложения-аутентификатора.
- Контролируйте настройки конфиденциальности в социальных сетях и приложениях – ограничьте круг лиц, которые могут видеть ваши публикации, удалите или скройте личную информацию из профиля, отключите геолокацию. В настройках браузера подключите функцию блокировки файлов cookie от третьих сторон или режим "не отслеживать", регулярно очищайте историю браузера, файлы cookie и кэш. И ограничьте доступ приложений к геолокации, контактам, камере, фото, видео и микрофону, если они не нужны для функционирования этого приложения.
- Регулярно проверяйте и удаляйте старые аккаунты, которые вы больше не используете, чтобы уменьшить количество ресурсов, где хранятся ваши данные.
- Будьте осторожны с публичными Wi-Fi сетями, потому что, как правило, это незащищенные сети и злоумышленники могут перехватывать информацию пользователей. Особенно рекомендуем не выполнять банковские операции или авторизацию на важных сайтах внутри общественной сети. Если же необходимо подключиться, то используйте VPN для защиты соединения.
- Используйте временные адреса электронной почты и псевдонимы для регистрации на временных сайтах, чтобы не разглашать свой основной адрес. Придумывайте псевдонимы и уникальные логины, чтобы не использовать своё настоящее имя везде.