Саломатова Ольга Викторовна, младший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства ФГБОУ ВО Московского государственного психолого-педагогического университета
Как помочь детям преодолеть риски в цифровой среде? Новое учебно методическое пособие вышло в свет.
Современные дети знакомятся с цифровыми устройствами с раннего детства, а к первому классу становятся активными пользователями смартфонов и планшетов. Результаты исследований свидетельствую не только о том, что дети первого года жизни уже имеют доступ к гаджетам, но и том, что экранное время дошкольников неуклонно растет. Кроме того, зачастую дети 3-4 лет уже имеют самостоятельный доступ к Интернет ресурсам. Эти тенденции связаны с объективной сложностью: нелегко ограничить доступ ребенка к технологиям в ситуации практически непрерывного взаимодействия с ними со стороны взрослых.
Находясь в виртуальной среде, дети сталкиваются с цифровыми рисками, причем для каждого возрастного периода характерны свои риски. Об этом подробно рассказывается в новом учебно-методическом пособии «Риски в цифровой среде: диагностика, профилактика, коррекция». Пособие написано по заказу Альянса по защите детей в цифровой среде коллективом авторов из Московского государственного психолого-педагогического университета на основе опыта работы с запросами родителей и педагогов. В пособии не только описаны риски по возрастам, но и приведены конкретные рекомендации для педагогов и родителей, а также рассказано о вариантах проведения досуга, не предполагающих использование гаджетов.
Авторы выделяют три возрастных этапа: дошкольное детство, младший школьный возраст и подростковый возраст.
Основным цифровым риском для ДОШКОЛЬНИКОВ (детей 3-7 лет) является превышение норм экранного времени. Согласно исследованиям медицинского сообщества, детям до 3-х лет не рекомендуется взаимодействовать с экранами, а с 3-х до 7-ми лет экранное время должно составлять не более 1 часа в день. Среди других рисков отмечены формирование зависимости от Интернет-среды, риски, связанные с неправильными родительскими установками и т.д. В целом, психологи не рекомендуют оставлять дошкольника наедине с гаджетом, говорят о необходимости больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе, играть в ролевые, спортивные, настольные игры, увлекать ребенка рукоделием, рисованием и конструированием и т.д.
Когда ребенок становится МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ, у него, как правило, появляется свой смартфон. Соответственно, и цифровые риски, с которыми он может столкнуться, меняются. На первый план выходят риски, связанные с маркетинговым, психологическим и информационным давлением, а также с криминализацией. Взрослым стоит обратить особое внимание на социальные сети ребенка и его контакты в мессенджерах. Важно выстраивать доверительные отношения с ребенком, обсуждать с ним вопросы безопасности (переписку с незнакомцами, участие в челленджах и т.д.).
ПОДРОСТКОВЫЙ возраст охватывает период от 11 до 17 лет. Подростничество — один из самых сложных периодов в развитии человека, поскольку в это время происходит переход от детства к взрослости, разворачивающийся как на биологическом, так и на социальном уровне. Социальное взаимодействие современного подростка все больше переходит в виртуальное пространство, при этом родители все меньше могут контролировать его цифровую активность. Среди основных рисков выделяют развитие Интернет-аддикции, криминализацию (в том числе, вовлечение в экстремистские сообщества), кибербуллинг, сталкинг, цифровую эксплуатацию и т.д. В качестве альтернативы злоупотреблению цифровой активностью и минимизации рисков авторы пособия предлагают создавать вокруг подростка интересную, культурно насыщенную среду, которая бы позволяла ему/ей реализовать свои потребности, развивать способности и таланты.
Отдельная глава пособия «Риски в цифровой среде: диагностика, профилактика, коррекция» посвящена вопросам диагностики цифровых рисков в различные периоды детства. В главе помещены актуальные на данный момент анкеты и опросники с «ключами» и интерпретацией, что делает пособие полезным для специалистов – классных руководителей и педагогов-психологов образовательных учреждений. Некоторые из методик направлены на самотестирование и могут быть использованы подростками и родителями.
Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».
ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.
Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.
Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.