В современном мире цифровая грамотность — ключевой навык для образования, социализации и профессиональной реализации. Для незрячих и слабовидящих детей и подростков она особенно важна, так как технологии помогают компенсировать ограничения зрения и открывают новые возможности. Для этой категории пользователей цифровая грамотность — не просто навык, а необходимость, позволяющая преодолевать барьеры в обучении и коммуникации. Однако для незрячих и слабовидящих детей доступ к цифровым ресурсам остается серьезной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире насчитывается около 43 млн незрячих людей, а в России, по разным оценкам — от 300 до 500 тыс. человек.
Доступ к цифровым инструментам и обучение их использованию требуют особого подхода.
Как незрячие дети и подростки осваивают цифровую грамотность сейчас?
С помощью специализированных технологий:
скринридеров (программ экранного доступа, таких как NVDA, JAWS, VoiceOver и др.);
дисплеев Брайля (устройств, преобразующих текст в тактильную форму);
голосовых ассистентов (Siri, Алиса, Google Assistant);
специальных клавиатур и адаптированных приложений (с тактильной разметкой или голосовым управлением).
Во время обучения в специализированных школах и центрах реабилитации:
на уроках информатики или других предметов;
электронные книги в форматах, поддерживаемых скринридерами;
тактильные графики и схемы (используются 3D-принтеры и рельефные изображения);
аудиоучебники и подкасты.
Благодаря онлайн-ресурсам и сообществам:
адаптированные платформы (например, тифлокомментирование видеороликов в ВК )
форумы и чаты (обмен опытом среди незрячих пользователей);
подкасты и аудиокурсы по цифровым навыкам.
Главные проблемы:
Цена: дисплей Брайля стоит в разы дороже, чем ноутбук и не каждая семья может позволить себе его приобрести.
Контент: большинство сайтов не соответствуют настройкам доступности (например, нет альтернативных описаний у изображений).
Недостаток материалов: на российском рынке очень мало доступных и понятных материалов, курсов, которые бы помогали незрячим детям освоить навыки цифровой грамотности. Кроме того, зачастую и сами дети, и их родители не знают где этот контент можно найти.
Стереотипы: многие до сих пор считают, что незрячие не смогут работать в IT или дизайне.
Что важно развивать:
Доступность образовательных программ:
внедрение цифровой грамотности в школьные программы для детей с ОВЗ;
подготовка педагогов, владеющих технологиями для незрячих, особенно в регионах.
Развитие тактильных и аудиоинтерфейсов:
улучшение дисплеев Брайля и голосовых синтезаторов;
разработка игр и приложений с акцентом на звуковое взаимодействие;
волонтёрство в создании аудиоматериалов для незрячих;
поддержка организаций, разрабатывающих тифлотехнологии.
Безопасность в цифровой среде:
обучение распознаванию мошенничества (фишинг, дипфейки и др.);
навыки кибербезопасности и защиты персональных данных (использование VPN, надёжных паролей и др.).
Поддержка профориентации
знакомство с современными профессиями, доступными незрячим (тестировщики, программисты, звукорежиссёры, блогеры, менеджеры проектов и др.) – важно мотивировать детей и подростков, показывая примеры успешных незрячих IT-специалистов, менеджеров, руководителей команд и др.;
продвижение инклюзивного образования в IT-сфере, необходимы адаптированные курсы;
сотрудничество с IT-компаниями для создания инклюзивных рабочих мест.
Заключение
Цифровая грамотность для незрячих детей и подростков — не просто навык, а инструмент независимости и самореализации. Важно развивать доступные технологии, обучающие программы и поддерживать инклюзивную цифровую среду. Только так можно обеспечить равные возможности для всех.