Цифровая грамотность для незрячих детей и подростков: доступ к технологиям и навыки будущего
Обратно к статьям

Цифровая грамотность для незрячих детей и подростков: доступ к технологиям и навыки будущего

В современном мире цифровая грамотность — ключевой навык для образования, социализации и профессиональной реализации. Для незрячих и слабовидящих детей и подростков она особенно важна, так как технологии помогают компенсировать ограничения зрения и открывают новые возможности. Для этой категории пользователей цифровая грамотность — не просто навык, а необходимость, позволяющая преодолевать барьеры в обучении и коммуникации.  Однако для незрячих и слабовидящих детей доступ к цифровым ресурсам остается серьезной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире насчитывается около 43 млн незрячих людей, а в России, по разным оценкам — от 300 до 500 тыс. человек.  


Доступ к цифровым инструментам и обучение их использованию требуют особого подхода.  

Как незрячие дети и подростки осваивают цифровую грамотность сейчас?

С помощью специализированных технологий:  

  • скринридеров (программ экранного доступа, таких как NVDA, JAWS, VoiceOver и др.);  
  • дисплеев Брайля (устройств, преобразующих текст в тактильную форму);  
  • голосовых ассистентов (Siri, Алиса, Google Assistant); 
  • специальных клавиатур и адаптированных приложений (с тактильной разметкой или голосовым управлением).  
Во время обучения в специализированных школах и центрах реабилитации: 

  • на уроках информатики или других предметов;
  • электронные книги в форматах, поддерживаемых скринридерами; 
  • тактильные графики и схемы (используются 3D-принтеры и рельефные изображения);
  • аудиоучебники и подкасты.
Благодаря онлайн-ресурсам и сообществам:

  • адаптированные платформы (например, тифлокомментирование видеороликов в ВК )  
  • форумы и чаты (обмен опытом среди незрячих пользователей); 
  • подкасты и аудиокурсы по цифровым навыкам.  

Главные проблемы:

  1. Цена: дисплей Брайля стоит в разы дороже, чем ноутбук и не каждая семья может позволить себе его приобрести.  
  2. Контент: большинство сайтов не соответствуют настройкам доступности (например, нет альтернативных описаний у изображений).  
  3. Недостаток материалов: на российском рынке очень мало доступных и понятных материалов, курсов, которые бы помогали незрячим детям освоить навыки цифровой грамотности. Кроме того, зачастую и сами дети, и их родители не знают где этот контент можно найти.
  4. Стереотипы: многие до сих пор считают, что незрячие не смогут работать в IT или дизайне.   

Что важно развивать:

Доступность образовательных программ:
  • внедрение цифровой грамотности в школьные программы для детей с ОВЗ;  
  • подготовка педагогов, владеющих технологиями для незрячих, особенно в регионах.  
Развитие тактильных и аудиоинтерфейсов:
  • улучшение дисплеев Брайля и голосовых синтезаторов;  
  • разработка игр и приложений с акцентом на звуковое взаимодействие;
  • волонтёрство в создании аудиоматериалов для незрячих;
  • поддержка организаций, разрабатывающих тифлотехнологии. 
 Безопасность в цифровой среде:
  • обучение распознаванию мошенничества (фишинг, дипфейки и др.);
  • навыки кибербезопасности и защиты персональных данных (использование VPN, надёжных паролей и др.).  
Поддержка профориентации  
  • знакомство с современными профессиями, доступными незрячим (тестировщики, программисты, звукорежиссёры, блогеры, менеджеры проектов и др.) – важно мотивировать детей и подростков, показывая примеры успешных незрячих IT-специалистов, менеджеров, руководителей команд и др.;
  • продвижение инклюзивного образования в IT-сфере, необходимы адаптированные курсы;
  • сотрудничество с IT-компаниями для создания инклюзивных рабочих мест.  

Заключение  

Цифровая грамотность для незрячих детей и подростков — не просто навык, а инструмент независимости и самореализации. Важно развивать доступные технологии, обучающие программы и поддерживать инклюзивную цифровую среду. Только так можно обеспечить равные возможности для всех.  

Цифровой мир должен быть открыт для каждого!

Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».

ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.

Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.

Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.