Социальные навыки, креативность и иностранные языки: чему могут научить компьютерные игры
Обратно к статьям

Социальные навыки, креативность и иностранные языки: чему могут научить компьютерные игры

Компьютерные игры, давно вышли за рамки простого развлечения и стали одним из важных инструментов обучения и развития различных навыков. Ученые начали изучать влияние видеоигр на когнитивные процессы в 80-е годы ХХ века и продолжают делать это и в настоящее время. Исследования показывают, что помимо положительного влияния на когнитивные способности, игры развивают социальные навыки и эмоциональное благополучие игроков. Екатерина Пучкова из VK Play, разбирает ключевые аспекты влияния игр на человека. 

Улучшение когнитивных навыков

Игры, требующие быстрой реакции, внимания и стратегического мышления, развивают множество когнитивных способностей. Например, исследование, опубликованное в журнале Nature, показало, что дети, проводившие больше времени за видеоиграми, через два года демонстрировали значительный рост IQ по сравнению со сверстниками, которые выбирали другие виды досуга. Этот эффект связан с улучшением навыков пространственного мышления и обработки информации. Более того, аркадные игры помогают развивать многозадачность: игрокам приходится одновременно отслеживать несколько элементов игрового процесса, что улучшает внимание и концентрацию.
В последние годы цифровые игровые технологии стали активно применяться в терапевтических целях, в частности в психиатрии, с целью корректировки психосоциальной и когнитивной сфер при различных психических расстройствах. Исследования показывают их эффективность при СДВГ, расстройствах аутистического спектра, расстройствах пищевого поведения, посттравматическом стрессе, расстройствах эмоционального контроля, депрессии, шизофрении и деменции.

Социальные навыки и сотрудничество

Многопользовательские игры, такие как MMORPG, учат детей взаимодействовать с другими игроками, решать конфликты и работать в команде. Исследование, проведенное несколькими южнокорейскими вузами, подтвердило, что такие игры способствуют улучшению языковых навыков и повышают мотивацию учащихся. Это особенно актуально в условиях глобализации, где умение взаимодействовать с людьми из разных культур становится все более важным. Такие игры также учат принятию решений в стрессовых ситуациях и способствуют развитию лидерских качеств.

Развитие эмоциональной устойчивости

Игры помогают справляться со стрессом, создавая безопасное пространство для экспериментов и творчества. Например, исследования Американской медицинской ассоциации показывают, что видеоигры могут снижать уровень тревожности и депрессии у подростков. Игры-песочницы, такие как Minecraft, предоставляют игрокам возможность разрабатывать собственные миры и выражать эмоции через творчество, что способствует эмоциональной разрядке. Кроме того, соревновательные игры учат игроков справляться с неудачами, укрепляя уверенность в себе и стойкость.

Влияние на физические навыки

Игры, требующие точного управления персонажем или выполнения сложных действий, развивают мелкую моторику и координацию движений. Аркадные игры, например, стимулируют нервную систему, что положительно сказывается на рефлексах. Дети, играющие в такие игры, часто превосходят сверстников в тестах на зрительно-моторную координацию. Видеоигры с использованием технологий дополненной реальности (AR) или виртуальной реальности (VR), такие как Beat Saber, также способствуют улучшению физической активности и реакции.

Творческое мышление

Такие игры как Minecraft, LittleBigPlanet или Roblox, стимулируют креативное мышление. Они побуждают детей создавать новые миры, решать сложные задачи и придумывать нестандартные решения. Эти навыки становятся полезными в реальной жизни, особенно в профессиях, связанных с проектированием, дизайном или инженерией. Исследования подтверждают, что дети, играющие в подобные игры, демонстрируют лучшие результаты в тестах на креативность.

Образовательная ценность

Многие компьютерные игры обладают образовательным потенциалом. Например, стратегии учат основам экономики, управления ресурсами и планирования. Игры на историческую тематику, такие как “Смута”, позволяют игрокам изучать реальные события и эпохи, погружаясь в их атмосферу. Игры-симуляторы, например Kerbal Space Program, помогают понять основы физики и инженерии, а языковые, такие как Scrabble, способствуют изучению иностранных языков. Также игры могут облегчить формирование навыков в области математики, биологии, медицины, предпринимательства, вождения и других областях.

Улучшение памяти и внимания

Головоломки или стратегии, способствуют развитию кратковременной и долговременной памяти. Исследования подтверждают, что регулярные занятия играми повышают способность удерживать в памяти сложные последовательности действий или факты. Это особенно полезно для детей, так как способствует их школьному обучению.

Социальная адаптация

Для детей с трудностями в общении видеоигры могут стать безопасной платформой для социализации. Игры, такие как Among Us или Fortnite, предоставляют возможность взаимодействовать с другими людьми, что способствует развитию эмпатии, навыков общения и способности к сотрудничеству.

При разумном подходе компьютерные игры могут стать мощным инструментом развития и обучения. Современные исследования подтверждают, что игры способны не только развлекать, но и приносить значительную пользу, если подходить к ним осознанно.

Чтобы игры влияли на психику положительно, важно соблюдать следующие рекомендации:

Выбирайте подходящие игры
  • Отдавайте предпочтение играм с соответствующим возрастным рейтингом. На российских площадках действует система возрастной маркировки, а с недавнего времени и маркировка потенциально неприемлемого контента, которая поможет разобраться, подходит ли эта игра тому или иному игроку.
  • Делайте выбор в пользу игр с образовательным или развивающим контентом, которые способствуют когнитивному развитию и творчеству.
Устанавливайте временные рамки
  • Определите максимальное время для игры (например, 1–2 часа в день в зависимости от возраста).
  • Сделайте перерывы обязательной частью игрового процесса, чтобы избежать чрезмерного увлечения.
Создавайте баланс
  • Содействуйте вовлечению ребенка в другие виды деятельности, такие как спорт, творчество или хобби, чтобы игры не стали единственным интересом.

Следите за содержанием
  • Обсуждайте с ребенком происходящее в играх, объясняйте разницу между реальностью и виртуальным миром.
Контролируйте социальное взаимодействие
  • Следите за тем, с кем ребенок играет онлайн.
  • Используйте настройки конфиденциальности и родительский контроль.
Развивайте критическое мышление
  • Объясните ребенку, что игра — это развлечение, а не образец поведения.
  • Учите анализировать и обсуждать поведение персонажей, подчеркивая, что в реальном мире важны доброта и ответственность.
Следите за эмоциональным состоянием
  • Обратите внимание на признаки раздражительности, замкнутости или ухудшения настроения после игр.
  • При необходимости снижайте время на игры или обсуждайте альтернативные способы отдыха.

Придерживаясь этих рекомендаций, можно обеспечить безопасное взаимодействие ребенка с игровым миром и способствовать его гармоничному развитию.

Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».

ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.

Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.

Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.