С ранних лет дети осваивают разные способы общения, чтобы делиться информацией и выражать эмоции. Они адаптируются к привычкам и особенностям использования средств связи своих собеседников, будь то друзья или родные, и учитывают, кто чем пользуется: звонки, мессенджеры или что-то ещё. При этом у детей есть свой «язык» в интернете — стикеры, мемы и другие способы самовыражения.
Дети готовы использовать эти средства не только в общении с друзьями, но и с родителями. Попробуйте познакомиться с тем, чем пользуются ваши дети, и по возможности включить это в ваше общение. Так вы сможете лучше понимать не только вербальную информацию, но и считывать дополнительные смыслы, которые они вкладывают при общении в интернете.
Уже в 4–8 лет дети начинают пользоваться мессенджерами. По данным нашего опроса, проведённого осенью прошлого года среди более 3 тысяч детей и их родителей, 74% ребят в этом возрасте общаются с родителями в интернете, а с друзьями — 64%. Чаще всего дети используют WhatsApp* (42% респондентов использует его для общения с родителями, 35% — для общения с друзьями), гораздо реже — Telegram (16% для общения и с родителями, и с друзьями) и другие приложения. При этом они выбирают тот мессенджер, который популярен среди их родителей и членов семьи.
Преимущественно к 6–7 годам, когда ребёнок идёт в школу, у него появляется собственный телефон, и мессенджеры он использует в основном для связи с родителями. Даже если дети ещё не умеют читать и писать, это не мешает им общаться: они отправляют голосовые сообщения, звонят, а также активно используют смайлы и стикеры. Общение с друзьями в мессенджерах начинается примерно в 8–9 лет, но оно чаще ограничивается простыми задачами, например, договориться о прогулке или совместной игре.
В возрасте 4–8 лет дети предпочитают голосовые и визуальные формы общения. Смайлики (47% опрошенных) и стикеры (37%) помогают им передавать эмоции, показывать характер и чувство юмора. Некоторые дети даже ассоциируют себя с определёнными стикерами, используя их как способ самовыражения.
Дети 9–11 лет очень активно используют разнообразные формы коммуникации, в этом возрасте дети уже много пишут текстовые сообщения, но и также часто используют смайлики (76%), несколько реже стикеры (62%). Некоторые дети даже создают собственные наборы стикеров, чтобы ярче выражать эмоции и проявлять креативность (17% опрошенных детей делали это за 30 последних дней до проведения опроса). Это особенно важно для представителей поколения Альфа, для которых самовыражение — ключевая часть общения.
Они чаще других возрастных групп пользуются звонками как в видео формате, так и только по голосу, чаще всех записывают и просто голосовые сообщения. Набирают популярность и новые формы общения, такие как «видеокружки» (33%) и мемы (40%). Это говорит о растущей интернет-грамотности и умении понимать социальные подтексты.
Подростки 12–17 лет активно используют всё многообразие доступных мессенджеров и приложений. Основными платформами для общения остаются Telegram, «ВКонтакте» и WhatsApp*, но к ним добавляются нишевые сервисы, особенно игровые.
WhatsApp* подростки реже используют для общения с друзьями (56%), так как предпочитают Telegram (77%). Родителям они чаще пишут в WhatsApp*, считая, что старшему поколению это привычнее. Тем не менее подростки часто общаются со сверстниками по телефону и еще более активно, чем дети 9–11 лет, используют социальную сеть «ВКонтакте» для коммуникации (47%). Подростки-геймеры общаются с друзьями через специальные игровые сервисы. Подобные сервисы используются для абсолютно разных задач, от простого общения с друзьями и совместного просмотра фильмов до общения с преподавателями и работы с онлайн-репетиторами.
Подростки реже используют смайлики (69%), чем дети 9–11 лет, зато чаще всех отправляют стикеры (64%). Примерно половина всех подростков часто использует голосовые форматы коммуникации через интернет.
Примечательно, что подростки гораздо реже используют видеозвонки (28%), чем другие возрастные группы, но в то же время они больше всех отправляют «видеокружки» (43% опрошенных), так как «видеокружки» при асинхронном общении дают полный доступ к эмоциям, возможность показать живую реакцию на какое-то сообщение. Этот формат при сохранении возможности отвечать, когда удобно, позволяет максимально приблизиться к собеседнику и разделить опыт, эмоцию, передать точное местонахождение.
Несмотря на расхожий стереотип, что скобки в сообщениях используют только взрослые, подростки также используют их в общении, чтобы придать мягкость и добродушный тон или подчеркнуть саркастичность сообщения.
Безусловно, подростки больше используют средства выразительности для общения со сверстниками. Однако, если гифки, скобочки и мемы подростки используют в разы чаще при общении между собой, то смайлики и стикеры по-прежнему достаточно популярны для общения со взрослыми. Видеозвонки и «видеокружки» на треть чаще все же используются с друзьями, чем с родителями и взрослыми, например, из-за нежелания показывать окружающую обстановку. А вот разница в использовании аудиозвонков и аудиосообщений со сверстниками и со взрослыми не такая значительная.
Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».
ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.
Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.
Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.