Естественная потребность каждого родителя — защитить ребенка. В наше время важно учитывать и угрозы цифрового мира. Но в попытках обезопасить легко переусердствовать с контролем и навредить детско-родительским отношениям. Согласно аналитическому отчета «Лаборатории Касперского, почти 40% семей сталкиваются с конфликтами из-за использования гаджетов детьми. Чтобы этого избежать, важно найти компромисс между независимостью и защищенностью ребенка в сети.
Кажется, самое простое решение для защиты ребенка в диджитал-пространстве — физически заблокировать его доступ к потенциально опасным активностям. А лучше вовсе не пускать в интернет. Конечно, тактика жесткого всеобъемлющего контроля может хорошо работать в отношении маленьких детей. Однако в определенный момент она, вероятно, все же даст сбой — и может вызвать у подрастающего ребенка злость и сопротивление.
Во-первых, обойти многие запреты ему не так уж сложно. Ребенок не существует в вакууме, он гуляет во дворе, ходит в сад, школу или на развивающие занятия — и везде встречается со сверстниками. Наверняка среди них найдется тот, кто расскажет о волшебном мире запрещенной игры и даст ее протестировать.
Во-вторых, запретный плод сладок. Особенно, если для большинства из окружения ребенка этот плод — допустим, та же игра — не является объектом ограничений. Интерес, подогретый тайной, желание вписаться в социум и «быть в теме» только усилят стремление ребенка получить доступ к запрещенному занятию.
Наконец, в-третьих, тотальные запреты не позволят вашему ребенку своевременно получать важные навыки существования в онлайн-среде, естественной для поколения альфа, а значит, подвергнет его в будущем еще большей опасности. Рано или поздно ребенок отправится в «свободное плавание» и в любом случае столкнется с множеством соблазнов и рисков интернета. Поэтому важно, чтобы он сам ориентировался в специфике цифрового пространства, умел распознавать угрозы и знал, что делать в случае их возникновения. И лучше, чтобы эти знания и умения формировались заблаговременно и постепенно, под контролем взрослых, которым ребенок доверяет.
Где «зажимать гайки», а где дать свободу?
Если тотальные запреты не работают, то заранее оговоренные разумные рамки — вполне. Здесь важно помнить, что залогом их успешного внедрения и, следовательно, обеспечения безопасности ребенка в сети является доверие. Именно близкие и поддерживающие детско-родительские отношения создают условия, в которых ребенок сможет легче и быстрее принять правила, а также обратиться за помощью в угрожающей ситуации.
К оправданным ограничениям однозначно относятся фиксированное экранное время и запрет на не соответствующий возрасту контент. До определенного возраста разумно также запретить соцсети, мессенджеры и сервисы для просмотра пользовательских видео.
Досуг при помощи компьютерных игр и мультфильмов должен отвечать первым двум требованиям — не превышать рамки общего экранного времени и подходить по возрасту. Настроить возрастной фильтр можно в любом магазине приложений и онлайн-кинотеатре, установленном на детском гаджете. Так вы будете уверены в безопасности ребенка, а он получит пространство для самостоятельного выбора игр и фильмов в рамках дозволенного.
Главные помощники родителей в регулировании всех этих аспектов — экранного времени, возрастного ценза и контроля над использованием приложений — программы родительского контроля. Они позволяют устанавливать правила пользования ребенком мобильного устройства и управлять им удаленно, так как большинство программ родительского контроля скачиваются сразу на два девайса — детский и родительский. Не придется следить за ребенком с таймером, выставлять ограничения в каждом приложении и брать для этого детское устройство.
Кроме самостоятельного выбора игр и фильмов зоной некоторой свободы может быть само пространство детского гаджета. Тайно проверять переписки и историю поисковых запросов — не лучшая идея, поскольку это обычно всплывает на поверхность и подрывает доверие. А открытый досмотр смартфона всегда воспринимается как гиперконтроль и отрицание самостоятельности ребенка. При этом ситуации бывают разные, поэтому логично оставить за собой как за родителем право вмешательства — но обязательно через честное двустороннее взаимодействие. Нужно договориться, что вы не будете без угрожающего ребенку повода и предупреждения просматривать содержимое его телефона, а он, в свою очередь, будет честно вам рассказывать, если что-то в его интернет-среде пойдет не так.
Не стоит требовать у ребенка пароли от соцсетей. Такой шаг может не только нарушить личные границы и испортить отношения, но и привести к тому, что в сознании ребенка не закрепится ценность пароля как объекта персональных данных и базовое правило кибербезопасности, согласно которому такие сведения должны быть исключительно у одного человека. И, конечно, ничто не мешает ребенку дать родителям пароль от “образцового” аккаунта, а самому пользоваться секретным профилем под несуществующим именем. В результате это лишь спровоцирует потерю доверия и контакта.
Если ваш ребенок изначально пользовался гаджетами без ограничений, ввести их будет невероятно сложно. Сын или дочь уже привыкли к свободе в сети и вряд ли смогут понять необходимость внезапно возникших границ. Поэтому устанавливать их нужно перед тем, как ребенок получит свой первый девайс.
Родителю нужно постоянно держать в голове, что ребенок любого возраста — личность, и, естественно, требуют определенной независимости. И чем старше ребенок, тем выше эта потребность. Свои мобильные устройства он воспринимает как частную территорию, вторжение на которую для любого человека болезненно.
Поэтому, когда любые, даже полностью оправданные меры по регулированию поведения в сети вызывают у ребенка негативные эмоции — это нормально. Будьте готовы, что ограничения не станут поводом для радости, а могут вызвать злость и даже агрессию.
Хотя злость является естественной первичной реакцией, со временем дети принимают разумно установленные рамки. Чтобы ускорить процесс и сделать его менее болезненным, необходимо постоянно вести открытый и честный диалог.
Объясните ребенку, что интернет действительно может быть опасен. Расскажите о видах кибермошенничества и других угрозах в сети с примерами. И подчеркивайте, что понимаете его раздражение, но ваша цель и обязанность — защитить от возможного вреда, а не просто так ограничить и позлить.
Покажите, что в случае неприятностей к вам можно обратиться за поддержкой. Тут не получится просто заставить ребенка докладывать о проблемах. Нужно создать комплексную доверительную обстановку, а это вопрос всех аспектов детско-родительских отношений, их открытости и близости. Вместо наказаний за промахи помогайте разобраться в них, чтобы избежать повторения в будущем. Тогда в опасной ситуации ребенок сам расскажет вам о ней — и никакие проверки гаджетов не понадобятся.
Краткое наименование: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».
ИНН: 714467033. КПП: 770301001.ОГРН: 1207700468139.
Юридический адрес: 125009, г. Москва, Тверской бульвар, д.14, стр.1, этаж 6, помещ. I, офис 6.
Эл.почта: info@cgitc.ru. Телефон/Факс: + 7 (495) 221 56 06.