Защита детей от овершеринга: как сохранить приватность и безопасность детей в интернете и научить их правильно пользоваться социальными сетями
Интернет и соцсети стали неотъемлемой частью нашей жизни – уже сложно представить наши будни без общения в чатах, новостей, видео, музыки, покупок и других сервисов, которые доступны нам онлайн. Дети могут найти в сети много интересного и полезного. Но задача взрослых – рассказать им, как безопасно использовать возможности интернета, оградив себя от неприятностей, которые могут возникнуть из-за незнания или излишней доверчивости.
Овершеринг (от англ. overshare — чрезмерно много делиться) – это стремление человека излишне делиться личной информацией, причем не только о себе. В интернете огромное количество площадок, где можно заявить о себе: соцсети, форумы, блоги, видеохостинги и пр., и полная свобода самовыражения. Легкость, с которой можно делиться информацией, часто настолько увлекает людей, что они забывают о том, что чрезмерная откровенность может быть опасной. А дети и подростки могут попросту этого не понимать, пока не столкнутся с буллингом или мошенниками.
Почему дети и подростки стремятся так много рассказывать о себе?
Во-первых, это желание понравиться и привлечь к себе внимание, заявить о себе и продемонстрировать свою открытость. Это естественный этап становления личности и самоопределения ребенка, но иногда за этим могут стоять психологические или семейные проблемы.
Во-вторых, тренд на овершеринг задают популярные блогеры. Их жизнь в формате реалити-шоу, с постоянным информированием подписчиков о том, что они делают, думают, куда идут и как выглядят, создает ощущение у детей и подростков, что так надо себя вести, и они с легкостью перенимают этот опыт.
Кроме того, влияют и общая доступность средств для самовоплощения и технологическая прогрессивность нового поколения – сейчас записывать видео и выкладывать их в сеть могут даже маленькие дети.
Почему это опасно?
Номера телефонов в открытом доступе, названия посещаемых мест и точные адреса (школы, квартиры, дачи), упоминания друзей и родственников могут обернуться преследованиями, похищениями или ограблением.
Рассказы о дорогих подарках, новом гаджете, фотографии квартиры и любая демонстрация объектов, которые свидетельствуют о достатке, могут привести к мошенничеству и грабежу.
Эмоциональные комментарии в соцсетях или блогах могут спровоцировать психологические атаки – буллинг, груминг, шантаж, абьюз, преследование, или привести к уголовной или административной ответственности.
Поэтому родителям стоит периодически доверительно беседовать с детьми, рассказывая о том, какие последствия может принести излишняя откровенность в сети. А обсуждение базовых правил кибербезопасности с примерами из жизни поможет наглядно продемонстрировать ребенку, что стоит делать и как.
Как помочь ребенку оставаться в безопасности?
Настройки приватности. Важно рассказать о настройках приватности профиля в соцсетях и любых публичных аккаунтах. Например, скрыть номер телефона, школы, класса, убрать адрес дома. Настройки приватности ВКонтакте, например, позволяют гибко выстраивать цифровое пространство: можно сделать так, чтобы заявки в друзья присылали все пользователи, а вот основную информацию видели только друзья. Но безопаснее всего, если профиль ребенка будет закрыт от всех, кроме друзей, а также ограничен доступ к фотографиям, личной информации и списку друзей. Это поможет как защитить аккаунт, так и уберечь его друзей и близких от мошенников и преследователей.
Личное. Объясните ребенку принцип выстраивания личных границ в сети. Например, не стоит всех без разбора добавлять в друзья, писать незнакомым людям, делиться большим количеством информации о себе и родных. К тому же, стоит рассказать о правилах уважения чужой приватности – не всем друзьям, знакомым и родственникам может понравиться, если его упомянут или тэгнут на фотографии или в посте. Перед тем, как отметить кого-то, лучше спросить у него разрешения на это.
Персональные данные. Детям необходимо доходчиво объяснить, что такое персональные данные и почему их случайное обнародование — большой риск. Персональные данные – это:
● ФИО
● Место и дата рождения
● Номер телефона и e-mail
● Данные свидетельства о рождении или паспорта
● Адрес проживания / регистрации (регион, город, улица, дом, квартира)
● Сведения об образовании и месте работы родителей
● Уровень дохода (родителей)
Напомните им, что ни при каких обстоятельствах нельзя никому сообщать номера банковских карт или паспортные данные – ни свои, ни родителей, никого. Особенно, если такой запрос поступил от собеседников в мессенджере. Под видом учителей, знакомых или друзей могут скрываться мошенники.
Критическое мышление. Даже базовое объяснение того, что это такое и как его применять, поможет ребенку осознать, что не все, что написано в блогах или сообщениях в мессенджере, надо воспринимать за правду. Родителям важно научить детей сомневаться и открыто обсуждать то, что их насторожило или взволновало. Если, например, от имени друга, родственника или учителя пришло подозрительное сообщение, то не нужно стесняться позвонить ему, уточнить, так ли это, или рассказать родителям. А тем более, если странное сообщение пришло от незнакомца.
Поведение в интернете. Объясните ребенку, что не стоит искать признания и сочувствия у подписчиков, откровенно рассказывая о своих мыслях или изливая душу незнакомцам. Ребенку стоит знать, что в интернете люди могут быть несдержанными и жестокими, и если они начнут писать неприятные комментарии или ругательства, то не вестись на провокации и не принимать это близко к сердцу.
Если ребенок подвергся травле (буллингу), преследованию или ему стали присылать подозрительный контент неизвестные люди, то стоит оградить его от этих сообщений – моментально прекратить общение и заблокировать пользователя навсегда. Например, ВКонтакте можно внести в чёрный список любого подозрительного человека. Эта функция доступна в профиле: «Ещё» → «Заблокировать». Так пользователь не сможет присылать заявки в друзья, личные сообщения, не увидит посты и фотографии в профиле. Кроме того, можно пожаловаться на любого человека, который ведёт себя странно или желает вреда – об этом можно сообщить в команду модерации ВКонтакте с помощью кнопки «Пожаловаться».
Рустэм Газизов
директор департамента защиты клиентов VK